От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - АСПЕКТЫ ПОНИМАНИЯ ПРИТЧИ О ГОРЧИЧНОМ ЗЕРНЕ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

АСПЕКТЫ ПОНИМАНИЯ ПРИТЧИ О ГОРЧИЧНОМ ЗЕРНЕ

АСПЕКТЫ ПОНИМАНИЯ ПРИТЧИ О ГОРЧИЧНОМ ЗЕРНЕ

(Из «Не сказанная проповедь» Пасечнюк В.)

 

В Евангелии много притч говорящих о Царстве Божьем. Одна из них о горчичном зерне. Эта притча настолько краткая, что уместилась в двух стихах.

18 Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его?

9 Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его. (Лук.13:18,19)[1]

Как нужно понимать эту притчу о Царстве Божьем? Что такое Царство Божие? Что эта притча должна показать нам?

Царство – это всегда власть. Царство Бога – это когда причастный этому Царству добровольно принимает на себя выполнение воли Небесного Царя.

Рассмотрим доступные нам аспекты понимания этой притчи.

Первый аспект – Буквально-Екклесиологический. Т.е. аспект, связанный с общиной верных Богу людей. Церковь, как собрание верных, – это граждане Царства Божьего. Малое горчичное семя – это малое число учеников Христовых, которые были проповедниками Царства Божьего. Но их проповедь, казалось бы, совсем слабая, распространилась по всему миру. В притче добавлено что апостольское слово о Царстве Божьем разрослось так, что стало большим деревом, под тенью которого стали гнездится птицы. Для евреев этот образ, приведенный в притче Христовой, вполне понятная метафора. Пророк Иезекииль использовал этот образ дерева и птиц чтобы показать царство, к которому присоединяются народы.

23 На высокой горе Израилевой посажу его, и пустит ветви, и принесет плод, и сделается величественным кедром, и будут обитать под ним всякие птицы, всякие пернатые будут обитать в тени ветвей его. (Иез.17:23)[2]

К Царству Божьему присоединилось множество людей из разных народов, и началом всему была проповедь Христовых посланников – апостолов, которые были малочисленны и уподоблены малому зерну. Этот аспект понимания является самым распространенным среди комментаторов этой притчи.

Второй аспект – Мессианско-Христологический.

Христос, Помазанник Божий – это Царь Вселенной. Его явление в этом мире было в образе страдающего бедняка. Среди великолепия царей и императоров языческих народов, Мессия Страдающий, был незаметным горчичным зерном. Горчичное зерно в этой метафоре было выбрано не только из-за своего размера, но и потому, что оно горькое на вкус. Эта свойство семени было намеком на горечь страданий и тягот, которые должен был понести Спаситель прежде, чем станет прославленным и великим. Зерно должно умереть чтобы принести урожай. Сам Христос через эту метафору зерна, посеянного в землю, сказал о Своем прославлении и о благих последствиях Своих Страданий.

23 …пришел час прославиться Сыну Человеческому.

24 Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. (Иоан.12:23,24)

Царство Христа разрослось до таких размеров, что весь мир знает о Нем, и многие из народов мира принимают Его благое и легкое иго. Но самый расцвет и слава власти Божьего Помазанника будет в грядущем мире, где все народы войдут под тень Его Царства.

Если же говорить о земной жизни Христа, то Его победа над Сатаной при искушении в пустыне, привлекло к нему легионы ангелов, которые увидели доказательство того, что Он воистину Сын Божий.[3] Ангелы в иудейской традиции имеют метафору пернатых птиц.[4] И поэтому слова «и се, Ангелы приступили и служили Ему» (Матф. 4:11), мы можем соотнести с птицами небесными которые нашли место в ветвях выросшего дерева – Христа.

Третий аспект – Таинственно-аскетический. Этот аспект касается каждого верующего человека лично. Все мы призваны в Царство Божие. Мы призваны исполнять волю Творца и жить согласно тем порядкам, которые приняты в Царстве Великого Царя. В этом аспекте зерно – это Слово Бога, которое живо и действенно. Одно из его действий,[5] это зачатие нашего внутреннего духовного человека. Этот внутренний человек сначала только зародыш, которому суждено родиться. Но потом он должен возрасти «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13). Он должен стать крепким, зеленеющим деревом, приносящим свой плод. Как и сказано в псалме:

3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет. (Пс.1:3)

Этот внутренний человек должен быть копией Христа. Мы должны внутренним человеком уподобляться Сыну Божьему. У нас «должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил. 2:5). И не только чувства, но и наши мысли должны быть в послушании Царству Христа. Святоотеческие комментарии под образом птиц в аскетическом аспекте подразумевают помышления человека. Пока внутренний человек мал и слаб, пока насаженное древо не стало большим, эти мысли не имеют покоя. Они преследуемы и поражаемы крылатыми хищниками – духами злобы. Но когда Царство Божие, которое внутри нас, подобно разросшемуся древу, наши мысли находят убежище в его ветвях. Тогда они подчинены благому Царству. Тогда мысли наши защищены от нападок дьявола. Как и написано у апостола:

5 мы… ниспровергаем замыслы… и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу. (2Кор.10:5)

 

Чтобы зерно слова Божьего явило свое действие в нас, мы сами должны уподобится горчичному зерну. Мы должны не превозноситься собой, но хранить себя смирением и кротостью. Ведь сказано: «унижающий себя возвысится». (Лук. 14:11). Чтобы наш духовный человек стал возвышенным и сильным, мы не должны сами возвышать себя. Так как «всякий возвышающий сам себя унижен будет». Если духовный человек возрастет «в меру полного возраста Христова», то по словам блаженного Феофилакта он сподобится того, «что и птицы небесные, то есть Ангелы, будут почивать на нем, как на человеке, ведущем ангельскую жизнь, ибо они радуются о праведных».

 

 


[1] Евангелие от Марка также приводит эту притчу. И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его? Оно – как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные. (Мар.4:30-32)

[2] Этот же образ дерева и птиц пророком был использован в пророчестве об Ассирии. «На сучьях его вили гнезда всякие птицы небесные, под ветвями его выводили детей всякие звери полевые, и под тенью его жили всякие многочисленные народы». (Иез.31:6). Также этот образ использован у пророка Даниила в приговоре царю Навуходоносору: «…срубите это дерево, обрубите ветви его, стрясите листья с него и разбросайте плоды его; пусть удалятся звери из-под него и птицы с ветвей его» (Дан.4:11), в псалме: «Насыщаются древа Господа, кедры Ливанские, которые Он насадил; на них гнездятся птицы…» (Пс.103:16,17)

[3] Подробно об этом см. в нашем толковании 151 псалма.

[4] Например, такое соотношение образа птиц с ангелами делает мидраш, толкуя стих из Екклесиаста: Даже и в мыслях твоих не злословь царя, и в спальной комнате твоей не злословь богатого; потому что птица небесная может перенести слово твое, и крылатая – пересказать речь твою. (Еккл.10:20). «Птицы» и «Крылатые» это ангелы и духи нечистоты.

[5] Подробно о действиях Слова Божьего см. в нашей книге «О Царстве Божьем в исполнении Духом Святым».


Назад к списку