От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - БОГ И НАШ БЛИЖНИЙ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

БОГ И НАШ БЛИЖНИЙ

 

 

«Какая наибольшая заповедь в законе?» Такой вопрос был задан Иисусу от человека изучающего Тору и следующего Закону Моисея. Христос ответил, что есть две следующих друг за другом главных заповеди, на которых «утверждается весь закон и пророки» (Матф. 22:40), если они в контексте веры в Единого Бога.

29 Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый;

30 и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею, – вот первая заповедь!

31 Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет. (Мар.12:29-31)

Первая заповедь – любить Всевышнего, неотделима от исповедания Единобожия, которое каждый еврей совершает несколько раз в день говоря слова Торы: ШМА ИСРАЭ́ЛЬ АДОНА́Й ЭЛОЭ́ЙНУ АДОНА́Й ЭХА́Д = «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор. 6:4). Только при условии веры в то, что Бог Един, человек может любить Бога той любовью, которая угодна Самому Богу. И поэтому следующие слова в Торе повелевают: ВЭА-АВТА́ ЭТ АДОНА́Й ЭЛОЭ́ХА БЭХО́ЛЬ ЛЕВАВХА́ УВЭХО́ЛЬ НАФШЕХА́, УВЭХО́ЛЬ МЕОДЭ́ХА = «и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всеми возможностями твоими» (Втор. 6:5).

Понятно почему Христос произнес первые два стиха «Шма» говоря о самой первой и важной заповеди – любви к Богу. Но откуда была приведена вторая, подобная ей «возлюби ближнего твоего, как самого себя»? Эта заповедь также из Торы:

18 Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь. (Лев.19:18)

Любить ближнего – заповедано. Нужно отметить, что после этой заповеди добавлено АНИ АДОНАЙ = «Я Господь». Почему во многих стихах после слов Всевышнего добавлена фраза «Я Господь»? Как объясняет Раши, «когда Пресвятой подтверждает истинность изреченного Им, Он возвещает, что Его Имя – ЙХВХ». Т.е. Бог как бы подтверждает клятвой верность Своих слов, где клятвой является Его Имя. Но применимо к случаю заповеди касающейся нашего отношения с ближними,[1] эта фраза намекает на то, что люди, к которым мы должны относится с любовью и поступать с ними по правде, являются образом Божьим. Каждый человек сотворен по образу и подобию – и в каждом человеке есть бессмертная искра Божественного Света. Поэтому «люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь», это как бы намек на слова Бога: «ты должен любить ближних, так как Мой Образ в каждом из них». «Люби… как самого себя» – это люби то человеческое и тварное, о котором ты заботишься в лице самого себя, не давая страдать своему телу и чувствам. А «Я Господь» – может намекать на повеление любить в ближнем то, что является Божественным образом и подобием.

Апостол Иоанн о любви к Богу говорит, что любовь первой, высшей заповеди, связана с любовью к ближнему:

20 Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?

21 И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего. (1Иоан.4:20,21)

Две заповеди о любви взаимосвязаны. Образ Всевышнего – это наши ближние. Если мы не любим людей, то какова же наша любовь к Богу? И наоборот, полюбить ближнего мы сможем если познаем Божественную славу образа и подобия, по которому создан человек. Если человек приближается к Присутствию Всевышнего, он приближается и к сокрытой тайне человеческого образа. Иоанн говорит:

7 Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога.

8 Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. (1Иоан.4:7,8)

Познающий Бога, познает тайну образа Божия в ближнем, и любящий ближнего – любит Бога.

 

 

[1] Например, как и в случае заповеди: «Не злословь глухого и пред слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему; бойся Бога твоего. Я Господь». (Лев.19:14) или «Пред лицем седого вставай и почитай лице старца, и бойся Бога твоего. Я Господь». (Лев.19:32)


Назад к списку