От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - ПОСЫЛАЙ ХЛЕБ ТВОЙ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

ПОСЫЛАЙ ХЛЕБ ТВОЙ

#несказаннаяпроповедь

 

 В Торе, как правило, при истолковании написанного, на первое место ставится буквальное понимание. Но в книгах царя Шломо, в сравнении с другими книгами Танаха, метафоричный аспект поставлен на первом месте. Прочтем один из стихов книги Екклесиаст (Коэлет).

1 Посылай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его. (Еккл. 11:1)

Буквальный аспект этих слов очевиден – это призыв к милосердию и доброделанию. Например, Раши объясняет буквальный смысл этих слов так:

«Пошли хлеб свой по водам. Делай добро и милость человеку, даже если сердце подсказывает тебе, что ты никогда его больше не увидишь,[1] и потому твое деяние можно уподобить пище, уплывшей по речным водам». Также и Мидраш Коэлет Раба 11:1, говорит о буквальном аспекте материальной милостыни: «Сказал рабби Бевай: если у тебя есть желание дать пожертвование, отдай его корпящим над Торой, ибо под «водой» здесь подразумевается Тора, как сказано: «Эй, все жаждущие, идите к воде» (Ис. 55:1)».

Буквальный аспект усматривается и в арамейском Таргуме, но в нем возвращение «хлеба, посланного по водам» понимается как посмертная награда[2] в грядущем веке: «Подай хлеб для пропитания бедным, плывущим на кораблях по морю,[3] и по прошествии многих дней удостоишься награды за это в грядущем мире».

Но как было уже сказано, все-таки первостепенный аспект понимания книг царя Шломо – это аспект метафоричный. Если Екклесиаст призывает материальный хлеб посылать как милостыню, то тем более хлеб духовный – слова учения Торы, мы должны безвозмездно посылать по водам. Т.е. мы обязаны делится имеющимся у нас хлебом учения с теми, кто алчет духовного хлеба. «Воды», это те, у кого «реки воды живой» – Дух Божий. Воды – это духовные люди. Если у нас уродился хлеб Торы, мы должны посылать его по водам. И не нужно переживать что мы останемся неимущими и бедными, без духовного хлеба, ведь сказано, что «опять найдешь его». Еще много хлебного урожая даст Господь нам, если уродившееся слово учения Торы мы отправим по водам. И для нас тоже, воды мудрых учителей будут приносить кем-то милосердно пущенный хлеб Торы.

В другом месте говорит царь Шломо: «Кто удерживает у себя хлеб, того клянет народ; а на голове продающего – благословение» (Прит. 11:26). Радак объясняет эти слова в первостепенно-метафоричном аспекте: «Кто воздерживается (т.е. отказывается) учить Торе, того люди будут проклинать. А благословение придет к тому, кто учит Торе других, ибо все будут его благословлять».

Еще одно метафоричное понимание слов Екклесиаста «посылай хлеб твой по водам», дает нам один из еврейских комментариев: «Здесь содержится предписание мудрецу: даже если ты видишь, что твое поколение не готово принять и усвоить порицание, все же тебе следует поучать народ. А хлеб – метафора Торы. Поэтому сказано, что следует поучать и предостерегать людей, даже если тебе кажется, что слова твои не помогут и они ничего не воспринимают, и это выглядит бесполезным делом, как если бы ты посылал хлеб по воде. Поэтому говорю я тебе: и через много дней найдешь его, потому что обязательно кто-то воспримет твои слова, пусть даже спустя много времени» (Таалумот хохма).

 

[1] Т.е. он не отплатит тебе добром за твое добро.

[2] В этом стихе аспект посмертной награды усматривает и «Михлоль Йофи»: «В этом мире человек живет 70-80 лет, а большинство своих дней он проведет в будущем мире. Поэтому и сказано: «по прошествии многих дней найдешь».

[3] Эти слова Таргума могут быть понимаемы не буквально, но как метафора, где плывущие на кораблях по бурным водам, это люди, находящиеся в опасных и трудных обстоятельствах – т.е. плывущие по бурному житейскому морю. Метафора опасности и трудности – это неестественная для жизни человека стихия.


Назад к списку