От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - НА ЧЬЕЙ СТОРОНЕ БОГ?
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

НА ЧЬЕЙ СТОРОНЕ БОГ?

 #несказаннаяпроповедь 

 

 


В истории Руси, если мягко сказать, есть не совсем красивые моменты, но тем не менее, это история. Например, события в 12 веке. Вроде бы, уже Святая Русь – ведь все православные. Все молятся одному Богу, все носят кресты и именуются христианами. Казалось бы, единоверцы должны жить мирно. Но не все было так как должно быть. На то время было семьдесят два удельных князя. У каждого была своя правда, которая как правило вступала в конфликт с правдой другого. Эти конфликты личной правды нередко перерастали в вооруженные конфликты. Так случилось и в 1170 году. Соединённые силы русских князей: владимирского, смоленского, рязанского, муромского и полоцкого, – возглавляемые суздальским князем, подошли к Новгородским стенам и осадили город. Осаждавшие пускали стрелы в защитников и молились Богу чтобы овладеть Новгородом. Новгородцы отбивались, и тоже молились о свышней защите от нападавших. Все молились одному Богу, но на чьей же стороне оказался Бог? Казалось бы, ответ простой, кто победил, на той стороне и был Бог. Но в случае той войны, как пишут летописцы, Бог явил Новгородцам особое знамение того, что Он был с ними. Это знамение было в том, что осаждавшие при осаде неожиданно помрачились умом и стал поражать друг друга. Предание говорит об этом так:

 

«На третью ночь осады архиепископ Новгородский Иоанн услышал глас, повелевший ему вынести икону Пресвятой Богородицы из церкви Спаса Преображения на Ильине улице и поместить её на крепостную стену. Во время крестного хода осаждавшие выпустили множество стрел, и одна из них поразила лик Богородицы. И в это время враги были объяты неизъяснимым ужасом, побросали оружие и, побивая друг друга, стали поспешно отходить от города».

 

И у Суздаля была своя правда и у Новгорода своя. Но правда не истребляет города. Правда по велению человеческих амбиций не карает многолюдье. Правда не притесняет и не насилует. Разногласия, которые стали причиной той войны – не определяли правоту Суздаля или Новгорода. Доводы как одной, так и другой стороны, не являлись правдой, которая бы приближала их к Богу. И у суздальцев была своя неправда, и у новгородцев имелась своя. Но все-таки Бог дал знать, что Он выбрал сторону осажденного, плачущего Новгорода. Ведь Бог всегда на стороне страдающих, гонимых, притесняемых и сокрушенных. Если бы новгородцы поменялись местами с суздальцами, Бог бы был на стороне суздальцев. Таков уж Тот, Кто назван Благоутробным, Человеколюбивым и Многомилостивым. Он на стороне осажденных и плачущих, на стороне тех, кого преследуют, захватывают, и на кого нападают.

 

В мидраше на книгу Екклесиаста есть слова, которые дают повод к размышлению о том, какова бывает наша воинственная правда в глазах Бога.

 

«Когда злодей преследует праведника – Бог благоволит к преследуемому. Когда злодей преследует злодея – Бог благоволит к преследуемому злодею. И когда праведник преследует[1] праведника – Бог благоволит к гонимому. Знай, что это так, ведь Авель был преследуем Каином, и Святой, благословен Он, избрал именно Авеля, как сказано: «И Господь обратил внимание на Авеля и на дар его» (Быт. 4:4) … Рабби Эльазар, сын рабби Йосе бен Зимры, сказал: и в жертвоприношениях так же – сказал Святой, благословен Он: бык преследуем львом, коза – барсом, овца – волком; не приносите предо мной в жертву животное из преследователей, но из преследуемых». (Мидраш Коhелет раба 3:15)

 

И что уже было, то есть и ныне, и это будет повторяться еще не раз. Но Бог всегда на стороне преследуемого, как и сказал премудрый Шломо:

 

15 То, что было – вот оно, а то, что будет – уже было; и Бог взыщет преследуемого.[2] (Екк.3:15)

 

 

[1] «Притеснение лишает разума мудрого, а подношения губят сердце» (Еккл.7:7).

[2] Арамейский Таргум так перевел этот стих: «то было прежде, то уже произошло, а что будет в конце дней, то уже было. А в день Страшного Суда Бог защитит бедного и убогого от злодея, притесняющего его» (Таргум Коэлет 3:15). «… и Бог беспокоится о преследуемом» (Екк.3:15). Взыскивает с преследователя, и потому: в чем же польза усилий творящего зло, ведь в конце его заставят расплачиваться» (Раши).


Назад к списку