От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - ЖЕНИХ КРОВИ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

ЖЕНИХ КРОВИ

 #несказаннаяпроповедь

Пасечнюк В. "Не сказанная проповедь" 

Три загадочных стиха книги Исход говорят о событии, в котором Бог назван חתן־דמים = ХАТАН ДАМИМ = «Жених кровей».

24 Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его.

25 Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: Ты Жених Крови у меня.

26 И отошел от него. Тогда сказала она: жених крови – по обрезанию. (Исх.4:24-26)

 

Прочитав их, возникают вопросы:

1. Зачем Господь желает умертвить Моисея (МОШЕ), который спешит в Египет выполнить Его волю?

2. Почему обрезает своего сына Сепфора (ЦИПОРА) жена Моисея, а не сам Моисей?

3. Что за загадочные слова Сепфоры, «ты жених крови у меня». И кому она их говорит, своему сыну, Моисею или Господу? Кто он, этот «жених крови»?

 

Итак, Бог встречает Моше на пути в Египет, когда тот остановился для ночлега. С Моисеем были дети и жена. Бог встречает Моисея и дает понять, что хочет умертвить его. Зачем умерщвлять того, кто послушно идет выполнять повеление? Наверняка, всем понятно, что страхом смерти, Бог намеревается что-то объяснить и показать Моисею и его жене, и принудить к какому-то важному действию. Некоторые комментаторы говорят, что Бог являет себя грозным и опасным для жизни ради того, чтобы Моисей боялся Его больше, чем фараона, к которому был послан. Может быть и так. Но на мой взгляд, здесь может быть причина другая. По толкованию некоторых комментаторов, один из сыновей Моисея был не обрезан. Какая причина этого неизвестно. Либо второй сын Моисея только перед путешествием был рожден,[1] либо Сепфора, дав обрезать старшего, не позволила обрезать младшего, придерживаясь обычаев своей земли. Но, иудейские комментаторы вторую версию отвергают.[2] Версия интересная, так как все-таки и последующие стихи намекают на обращение и изменение жены Моисея. Например, А. Десницкий приводит комментарий сирийца-несторианина Ишодада из Мервы, который говорит о втором необрезанном сыне:

 

«Сепфора пожелала, чтобы один сын был обрезан (как Моисей), а второй – нет (как принято в ее племени). Затем, раскаявшись, Сепфора обрезала и второго ребенка и коснулась ног Ангела, объявив его «родственником» – то есть провозгласила, что переходит в религию Моисея. Моисей, в свою очередь, колебался, удастся ли ему вывести Израиль из Египта, поэтому не оставил семью у тестя, а взял с собой (на случай, если ему придется провести остаток жизни в Египте). Он тоже раскаялся в своем неверии и отослал семью к тестю». (Ишодад из Мервы)

 

Итак, через разбор этих стихов становятся видны пять причин появления опасности на ночлеге, когда Бог явился Моисею и его семье.[3]

 

  • Первая причина этого явления, как уже говорилось, чтобы Моисей боялся Бога больше, чем фараона и его чародеев.

 

  • Вторая причина, была в том, чтобы побудить жену Моисея обрезать своего сына до прихода в Египет. Так как тот, кто был послан Именем Бога вывести народ из рабства, должен был исполнителем тех же установлений, что были переданы от праотцев, и содержались в памяти старейшин Израиля. А если у пришедшего дети не обрезаны, и жена не в союзе со Всевышним, то, как может быть вождем такой, кто даже собственную семью не возвел к союзу с Богом. В Египет, к народу, должен был прийти тот, у которого все окружение, причастно союзу с Богом. Ведь дерзновение возвещать и призвать народ к Истине тогда наиболее сильно, когда весь дом призывающего стоит в Истине.

 

  • Третья причина, побудить жену Моисея войти в союз с Богом.

 

  • Четвертая причина, как по Ишодаду сириянину, так и по Ибн Эзре, чтобы Моисей отослал свою семью обратно к тестю Иофору (ИТРО или ЙЕТЕР), в подтверждение того, что он получил уверенность в том, что народ обязательно будет выведен из рабства.[4]

 

  • Пятая причина, и как видится мне, самая важная, это указание на силу и важность таинственного знака пролития жертвенной крови, которая избавляет от погибели. Ведь Моисею и всему еврейскому народу предстояло выполнить Божественное установление о «пасхальной жертве» = זבח פסח = ЗЕВАХ ПЕ́САХ, которая была прообразовательным ориентиром на пасхальную жертву Машиаха, искупившего своей жертвенной кровью грехи всего мира.   

 

Следующий вопрос. Почему Сепфора сама обрезала сына, а не Моисей совершил это ритуальное действие? Как говорят комментаторы, Моисей физически не мог этого сделать, так как был поражен недугом от явившегося ангела. Раши приводит ссылку на агаду из трактата Недарим.

 

«Ангел, приняв вид змея, проглотил его от головы до бедра, и отпустил, а затем вновь проглотил его от ног, до того же места. Тогда Ципора поняла, что это за промедление с обрезанием» (Недарим 32а; Шмот раба 5).

 

Если понимать это описание как аллегорию, то можно истолковать, что Моисей от головы до бедер в это время был скован, и не мог пошевелится будто был проглочен змеем. Ибн Эзра говорит, что недуг, насланный от Ангела, вызывал болезненную дрожь у Моисея, и это не давало возможности сделать обрезание сыну.[5] Но самое главное, что через обрезание, и Сама Сепфора обращается к Богу Моисея и заключает с Ним союз. Здесь и пророческая аллюзия, через которую видно вхождение языческих народов в Завет Мессии.

 

Через это понимание становятся понятны и слова Сепфоры которые она говорит, бросая обрезание к ногам. К чьим ногам? Комментаторы говорят, что к ногам Моше или к ногам своего сына. Но на мой взгляд, Сепфора бросает обрезание = ОРЛА под ноги Ангела Лика, Который есть имманентное и личностное Присутствие Трансцендентного Бога в тварном мире. И при этом она говорит слова: «ты жених крови у меня. Жених крови – по обрезанию». Как мы знаем никакой союз мира (прощения, примирения) не заключается без пролития крови.[6] Ципора через ритуальное обрезание вводит в завет с Богом не только своего сына, но и сама заключает союз со Всевышним. И образ Жениха, это образ Бога, который сочетается со своей невестой.[7] Сепфора объявляет, что Бог Моисея, это ее Жених, Которому теперь посвящена и она. Женихом же Он становится ей через кровь, которую она пролила при обрезании своего сына. Вся эта история, в которой есть встреча с Богом, поражение, и помилование через знак крови, дает аллюзию и на пасхальную кровь, которая избавила от поражения тех, кто принес эту кровь помазав ей косяки своих домов. Находящиеся в домах, в которых была принесена кровь, были избавлены от гибели своих первенцев, и они составили общину избавленных, вошедших через пасхальную жертву в завет с Богом.

 

Всякое ритуальное пролитие крови, которое совершалось до искупления Христова, прообразовывало пролитие Его крови, примиряющее и спасающее от вечной смерти. Люди, совершавшие жертвенное пролитие крови вступали в Завет с Богом, который метафорично уподоблен браку, где душа человека – невеста, а Жених – Всевышний. Во время же искупительной Жертвы воплотившегося Жениха душ наших, Он Сам пролил Свою Кровь, и все принявшие Его спасение теперь входят в брачную радость Господа Своего не проливая кровь, а почитая кровь своего Искупителя. Его кровь – это Его Завет с нами.[8] Он наш חתן־דמים = ХАТАН ДАМИМ[9] = «Жених крови» навеки. Жених Крови по Своему жертвенному Страданию за нас, грешных людей.

 

[1] Моше поступил так (не обрезал сына), потому что не мог задерживаться, спеша с миссией Всевышнего. В это время родился Элиэзер, и его не обрезали, так как в дороге это опасно. (Ибн Эзра).

[2] Кто-то сказал, что Моше договорился с Ципорой о том, что один сын будет принадлежать ему и будет обрезан, а второй сын – ей, и не будет обрезан. Боже упаси думать так! Никакой пророк не поступил бы так, и тем более – пророк всех пророков. (Ибн Эзра)

[3] Точнее сказать, что это было явление Ангела Лика, или Ангела Имени. Его явление – это имманентное личностное явление Бога. О этом же Ангеле от Лица Бога говорится и в случае о поражении первенцев Исх.12:12. Как видно по толкованию р. Ибн Эзры и переводу семидесяти, Ангел устрашил Моисея и его семью.

[4] Всевышний послал Своего Ангела, чтобы напомнить ему о заповеди обрезания и указать, чтобы он оставил жену и детей и не вел их в Египет. (Ибн Эзра)

[5] Всевышний наслал на Моше болезнь за то, что тот не подумал (поторопиться с обрезанием). И хотел умертвить, если он не обрежет сына. А поскольку Моисея охватила дрожь, он не смог сделать это сам, и сына обрезала Ципора, поскольку он ей обо всем рассказал. Не удивляйся словам «Господь встретил его», ведь это был Ангел Всевышнего. (Ибн Эзра)

[6] См. 9 глава послания ап. Павла к Евреям.

[7] Этот образ мы видим в книге Шир а-Ширим и у пророков

[8] «… Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лук.22:20).

[9] В этом эпитете усматриваем намек на Машиаха Искупителя. Гематрия эпитета: חתן־דמים = ХАТАН ДАМИМ = «Жених крови» = 552. Эта же гематрия и у мессианских эпитетов: יהשוה בן דויד הוא בן אלהים = ИЕОШУА БЕН ДАВИД hУ БЕН ЭЛОИМ = «Иисус сын Давида Он Сын Божий» = 552, ישוע בן דויד גאלנו = ЙЕШУА БЕН ДАВИД ГОЭЛЭЙНУ = «Иисус сын Давида Избавитель наш» = 552, или ישו בן דוד מציל = ЕШУ БЕН ДАВИД МАЦИЛЬ» = «Иисус сын Давида спаситель» = 552. Также и фраза, которая может быть истолкована в аспекте искупительной крови имеет эту же гематрию: ייקר דמם בעיניו = «Драгоценно будет кровотечение в глазах Его» (Пс.71:14) = 552. Подробно об этом см. в комментарии Пс.71:14.


Назад к списку