От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - ЦЕННОСТЬ СОКРОВИЩА И ЧЕЛОВЕК
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

ЦЕННОСТЬ СОКРОВИЩА И ЧЕЛОВЕК

 #несказаннаяпроповедь

Пасечнюк В. "Не сказанная проповедь" 

 

В Евангельских притчах часто упоминается сокровище и жемчуг, который соотносится с духовным и вечным сокровищем. Например:


19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,

 

20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,

21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. (Матф.6:19-21)

 

Сокровище духовное противопоставляется сокровищам мира сего. В этом мире сокровища не могут навсегда принадлежать человеку, так как они истощаются, их теряют и отнимают силой. А в конце жизни, человек умирая, не может взять с собой в вечность приобретённые сокровища мира сего. Но сокровище духовное, т.е. сокровище Царства Небесного остаются с человеком навсегда. Также нужно отметить, что сокровище земное весьма непросто приобретаемо. Поэтому человек в погоне за быстрым обогащением часто «срезает путь», т.е. злодействует нарушая закон справедливости.

 

Но если мы имеем представление о том, что такое золото, серебро, жемчуга и другие сокровища мира сего, то значение метафоры «небесного сокровища» иногда бывает для нас весьма неопределённым. Так что же в Евангельских притчах подразумевается под сокровищем и жемчугом?

 

До Нового Завета Христа, «золото», «серебро» и всякое «сокровище», в метафоре пророческого слова и в иносказаниях мидрашим почти всегда означали мудрость Божьего Слова – Тору Его.[1] Не только в русском языке слово «сокровище» происходит от «сокровенное, сокрытое». В еврейском языке «сокровище» или «ценное имущество», называется נכס = НЭХЕС от слова נכסים = НЕХАСИМ = «сокрытые, утаённые, укрытые[2] в закромах». Слово Бога сокровенно, и открывается лишь только тому, кто способен услышать и понять его. Тому кто знает его ценность и жаждет его. Само открытие и понимание Слова Божьего – это мудрость подаваемая свыше. Познание, разумение Истины – это сокровище. Тот, кто знает и разумеет Истину, имеет возможность, показав свою верность Богу в делах праведности, избежать мук Геинома. Познание и понимание Слова – это благодать и дар Божий – это Премудрость Божия. Ныне, во время Нового

Завета, человек верой в Искупление Мессии принимает Дух Всевышнего для усвоения Истины во внутреннем человеке.[3] Премудрость Божия уделяет верующим от Духа Своего. То что было сокрыто от человека, становится его достоянием. И в Евангельских притчах «сокровище» и «жемчуг» – это благое действие изволения и силы Небесного Царя. Побуждение Божественного Духа, являющее познание, силу, и действенность Истины в человеке – это великое сокровище являющее красоту Бога в тварном мире. Сила Божия – это ценный дар открывающийся человеку в Новом Завете. Сказано в притче Христовой:

 

44 Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то.

45 Еще подобно Царство Небесное, когда купец, ищущий хороших жемчужин,

46 найдя одну драгоценную жемчужину, продаёт все, что имеет, и выкупает ее. (Матф.13:44-46)

 

Человек должен понимать ценность «сокровища» чтобы заполучить его. Он должен искать жемчужину, желать получить её, и самое главное должен быть готовым пожертвовать ради неё тем, что имеет. Ведь сказано, что узнав о сокровище «купец продал все, что имел, и выкупил жемчужину». Это метафора того, что человек переоценивая все свои имеющиеся ценности выбирает не их, но «небесное сокровище». Узнавший о истинном сокровище не боится потерять то, что имел до этого. Он делает свой выбор в пользу «драгоценной жемчужины». Свет Истины и новые чувства любви к Богу и людям – это новые ценности «купца» познавшего Царство Божие. Царство Божие, т.е. Божье водительство и Его Сила подаваемое Духом Всевышнего, это наиценнейшее вечное Небесное Сокровище. Поэтому цель христианской жизни, по слову святого Серафима Саровского – это стяжание Духа Святого. Духом Святым мы приобретаем жертвенную любовь. Только в Духе Святом мы можем любить заповеданной любовью.

 

Нужно отметить, что животные не могут оценить сокровищ земных. Для пса нет разницы между камнем или куском золота. У животных другие ценности. Им чужда красота. И как животные, (для которых ценность, это пища и безопасность), не могут оценить эстетику прекрасного, так и недуховный человек не может оценить красоту Божественной Истины.[4] Для плотского («ветхого человека») Божественные принципы, это нечто противоестественное и чуждое. В древние времена Израиль входя в ханаанскую землю встретил народы, которые в своём диком состоянии были далеки от законов Истины. Языческие народы были подобны животным, и часто – животным диким. Человеческие жертвоприношения, блудные культы, отсутствие милосердия и правды – это был удел ханаанских племен. У язычников были ценности животной природы, и они были не в состоянии оценить жемчужину Израиля – Тору. Поэтому Израилю было дано повеление не смешиваться с народами чуждыми Истине.

В контексте этой темы уместно вспомнить о Хананейской женщине, которая услышав о чудесах Христа просила о помощи.

22 И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.

23 Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.

24 Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.

25 А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.

 

Примечательно, что эта язычница называет Иисуса «сыном Давида». Т.е. она обращается к нему исповедуя Его Машиахом, которого ждали иудеи. Это неудивительно, ведь хананеи уже долгое время жили рядом с евреями и знали многое из их веры. Но Христос сначала отказывает на просьбу хананеянки, но не потому что не знал её сердца, а для того чтобы другие узнали, что и язычники иногда могут измениться, и своей верой приблизится к тому чтобы получить сокровенное – действие силы Божией.

 

26 Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.

27 Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.

28 Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час. (Матф.15:22-28)

 

Христос отвечая ученикам на просьбу хананейской женщины сравнил язычников с «псами», а евреев с «детьми». Но это сравнение не вызвало негодования хананейской женщины. Она не только не возмутилась этим сравнением, но напротив, проявила кротость, и в надежде на милость смиренно признала, что и псы могут рассчитывать на хоть какую-то милость свыше. Это самоуничижение, совместно с исповеданием Иисуса сыном Давида (Мессией), указывает на разум познавший Христа и тайну смирения. Смирение, бесконфликтность, любовь, и познание Христа есть признак что плотской, ветхий человек готов получить сокровенное. Хананейская женщина для всех показала в своём ответе не характер глупого и злого животного, а сущность разумного человека. Христос видя веру и смирение хананеянки, удостоил её того, чего она просила.

Есть и другие слова о «сокровище», которого недостойны животные чуждые духовных ценностей. Христос сказал:

6 Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас. (Матф.7:6)

Это справедливые слова. «Сокровище» – это действие Духа Святого в нас. В Духе Святом мы обретаем жертвенную любовь к людям. Как написано: «любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5:5). В Духе Святом мы милуем других и жертвуем собой ради ближних. Если человек встречает разъяренного дикого зверя, который может растерзать его, то человек не прикармливает и не гладит его, но либо бежит от него, либо убивает. Так и с теми, кто совершенно чужд пути Истины и является безжалостным злодеем. Человек, которому угрожает злодей, не может явить ему свою жертвенную любовь. Злодей не поймет и не оценит её. Если разъярённым псам или диким вепрям кинуть драгоценности и священные хлебы, это их не успокоит. Драгоценность может оценить только человек, и святыню может познать только разум. С человеком, т.е. с тем кто может оценить ценность сокровища, возможен диалог общение и взаимодействие в надежде на понимание. Видящий ценность может быть выкуплен сокровищем мудрой и святой любви того, кто имеет это сокровище. Всякий же попирающий святыню и жемчуг Духа Святого, всякий подобный дикому зверю и пренебрегающий любовью должен остаться без сокровища до времени «одомашнивания»,[5] до тех пор, пока рядом с «людьми» он не научится понимать ценность сокровенного и дорогого.

По словам Христа нехорошо давать «жемчуг свиньям», т.е. давать глумится злодеям над жертвенной любовью. Но есть и обратная сторона, которая ещё более чужда добру. Это не дать жемчуга и не открыть сокровища тому, кто ищет его, желает, ценит и понимает его. Т.е. весьма большой грех и преступление в сокрытии своей любви от тех, кто желает и ценит её. Этот грех возникает из-за собственного духовного ослепления в моменты тяжелых жизненных ситуаций. Если человек отказывается видеть в других «людей» и их человеческую способность оценивать сокровище, если человек не различает «людей» от «псов» и считает их недостойными своего сокровища, то это признак того, что он под угрозой потери своей жемчужины. Но об этом в следующей проповеди на тему «гнева и ярости».

 

 

 

 

[1] «Сын мой! если ты примешь слова мои … если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище» (Прит.2:1-4). «Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня; богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда; плоды мои лучше золота, и золота самого чистого, и пользы от меня больше, нежели от отборного серебра» (Прит.8:17-19). «Мудростью построится дом и пониманием утвердится, и знанием внутренности наполнятся, всяким имением дорогим и приятным» (Прит.24:3-4).

[2] Слово: מכוסה = МЕХУСЭ = «укрытый».

[3] «Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды Новый Завет … вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер.31:31-33).

[4] Очень часто экстремальные условия жизни ставят человека в режим выживания. В этом режиме человек борется за физическое выживание и становится подобным животному, для которого ценно только в то, что поддерживает физическую жизнь. В таких ситуациях человеку не до эстетических идеалов и не до духовных высот. В условиях, где страх и лишения заостряют внимание человека на выживании, большинство людей уподобляются животным, но как призывает Бавли: «где нет человека – будь человеком».

[5] Дикие животные зверонравны и чужды верности и привязанности к человеку. Но этого нельзя сказать о некоторых животных, которые через заботу человека о них «одомашниваются» и в каком-то смысле «очеловечиваются», понимая заботу и любовь своих хозяев. Такие питомцы возвращают хозяину свой долг верной службой.


Назад к списку