От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - ВЗЫСКАТЬ И СПАСТИ ПОГИБШЕЕ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

ВЗЫСКАТЬ И СПАСТИ ПОГИБШЕЕ

 #несказаннаяпроповедь

Пасечнюк В. "Не сказанная проповедь" 

 

Мессия – есть воплощение Божественного Логоса.[1] Он есть воплощение Того, Кто явлен тварному миру как Лик Бога – нетварный Ангел Лика Его[2] или Ангел Имени Его.[3] Ангелы от сотворения мира видят Лик Того, Кто имманентно, в ограниченном явлении представляет трансцендентного Бога. Тот, Кто имеет Божественную Сущность в ограниченном явлении Бога, в арамейском Таргуме назван МЕМРА = «Слово»[4] Господа Бога. Ангел Лика, являющий Всевышнего в небесном мире, является Богом, Который доступен восприятию ограниченным творениям в ограниченном мире. Но эманация Трансцендентного Бога в личности Ангела Лика имманентной сотворенному миру настолько возлюбила погибающее человечество, что Божественный Логос (МЕМРА), сотворивший небо и землю, совершил последующий кеносис, т.е. максимальное самоограничение и самоуничижение при воплощении в человеческую природу навсегда соединившись с личностью Сына Человеческого – Иисуса Христа. Христос стал единственным Спасителем рода человеческого, взяв на Себя вину за грехи всех людей и приняв за них смертную казнь на крестном жертвеннике. И Тот, Кто в воплощении явил Себя Мессией, Он же вознёс и прославил человеческую природу Христа для вечного царствования и восседания на Престоле Славы. Теперь в личности Сына Человеческого – Христа, Сам Бог навечно царствует над всем тварным миром. Грядущее второе пришествие Христа с наступлением будущего века абсолютно всем откроет Его Божественную славу и явит Его вечную Царственную власть. Божественный Логос (МЕМРА), и до, и после Своего воплощения, это личностная теофания и имманентность Трансцендентного Бога в тварном мире. МЕМРА – это Лик Бога, доступный для ангельского, а по втором пришествии, и для всеобщего человеческого лицезрения. Он, Живое Слово Бога, является истинным Богом для каждого разумного творения.

 

 

Тот, Кто явил Себя в Мессии «во дни плоти его», Он же Самый, ходил в райском саду как личностная теофания Всевышнего. Он есть Единородное Слово Всевышнего, Которое ограничило Себя для того, чтобы мир начал быть, и чтобы мир мог видеть Его. Поэтому о Боге, явившем Себя первым людям Адаму и Еве, сказано что Он «ходил по раю». Здесь уместен гематрический намек. Числовое значение эпитета, которое употребляет арамейский Таргум в отношении Всевышнего: מימרא = МЕМРА = «Слово» = 291, совпадает с эпитетом Машиаха из первой главы Евангелия от Иоанна: הדבר יחיד מהאב = А-ДАВАР ЙАХИД МИ-А-АВ = «Слово Единое от Отца» (Иоан. 1:14) = 291.[5] МЕМРА – это имманентное и личностное Присутствие Всевышнего в тварном мире. Бог в личностной теофании являет Себя во временно-пространственном континууме, чтобы Его разумные творения, ограниченные во времени и пространстве, могли воспринимать Его как реальную Божественную Личность.[6]

 

8 И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.

9 И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?

10 Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. (Быт.3:8-10)

 

Примечательно, что арамейский Таргум говорит о «МЕМРА» = Слове Господа Бога, которое ходит по райскому саду:

 

8 Настал вечер, и они услышали, как по саду идет Слово Господа Бога = מימרא דיהוה אלהים = МЕМРА ДЕ-АДОНАЙ ЭЛОИМ, и спрятались за деревьями. (Таргум Онкелос Берешит 3:8)

 

Бог изначально являлся в ограниченном образе в райском саду первым людям. И если Он был ограниченным в пространстве рая, то Адам по своей детской наивности, в возникшем чувстве стыда за содеянный грех, предполагал что может спрятаться от ходящего по раю Бога.

 

Бог спросил Адама: «где ты?» (Быт.3:8). Кто-то по недоумению может подумать что Всевышний в Своем имманентном и ограниченном Присутствии, находясь в раю, не мог найти Адама, спрятавшегося за деревьями сада. Но это не так. Ведь Бог всегда знает то, что желает знать. Бог ищет не местонахождение Адама, а его открытости и искреннего покаяния. Бог желает чтобы Адам добровольно открыл своё сердце для действия исцеляющей Божественной благодати. Бог ищет раскаяния и возвращения согрешившего. И это возвращение совсем не связано с местоположением, а только лишь с искренностью сердца осознающего потерю, и желающего восстановления и исцеления после нанесённого грехом ущерба. Бог ищет отклика согрешившего сердца на Свой призыв, выраженный в вопросе «где ты?».

 

Христос после слов о Лике Отца, который доступен для ограниченного зрения тварных ангелов, и перед притчей о Добром Пастыре, который ищет заблудившуюся овцу, сказал, что «Сын Человеческий пришел найти и спасти погибшее» (Матф. 18:11).[7]

 

Примечательно, что в притче, Добрый Пастырь оставляет девяносто девять овец, и удаляясь от них, идет искать одну заблудшую овцу. Фраза: «Сын Человеческий пришел найти и спасти погибшее» (Матф. 18:11), соединяет сказанное о лицезрении тварными ангелами Лика Божьего, и притчу об оставлении Пастырем девяносто девяти овец, находящихся в горах, ради одной потерянной.

 

В святоотеческом комментарии встречается объяснение этих слов в аспекте того, что являющий Свой Лик – «Сидящий на Престоле Славы»,[8] оставляет Ангелов на небе (овцы на горах),[9] ради заблудшего человеческого рода, скрывая Себя и Свою славу под страдающей плотью Сына Человеческого. Он нисходит с небес, претерпевая максимальный кеносис и самоограничение. Он воплощается в человеческое естество Сына Человеческого – Машиаха. Это единение Божественной Природы с природой человека очень таинственно и значимо для людей. Христианская церковь исповедует две воли во Христе – (воля Бога и воля Сына Человеческого), которые никогда не противоречат друг-другу.[10] Тайна единства Бога и Сына Человеческого приоткрывается в церковном песнопении пасхальных часов: «Во гробе пло́тски, во аде же с душе́ю яко Бог, в раи́ же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполня́яй, неопи́санный».[11] Вочеловечившись, Бог всё также ищет заблудших. Поэтому и сказано Им: «Сын Человеческий пришел найти и спасти погибшее» (Матф. 18:11)

 

Как в раю Бог искал Адама, так и по Своём вочеловечивании Божественное Слово ищет открытость и обращение согрешивших. Для чего? Для того чтобы все мы были спасены! Ведь Он пришел для того, чтобы «найти и спасти погибшее». Тот человек, который услышит глас Его вопроса и откроется Ему, тот будет в числе найденных и в числе спасённых.

 

Познав Логос Творца, который ради нашего спасения «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Фил. 2:7), мы освящаемся Праведностью Того, Кто назван «Господь Праведность наша» (Иер. 23:6). Он спас нас Своей смертью от грехов наших. Он Искупитель наш и «Спасение Бога нашего» (Ис. 52:10).

 

Для нас самое главное стать найденными Тем, Кто на 33 года оставил «девяносто девять овец на горах» и «снисшел на середину погибельной земли»[12] чтобы «взыскать и спасти погибшее». Но не открыв Ему своего сердца, у человека есть опасность оказаться изгнанным, подобно первому человеку – изгнанному Адаму. Так открыто ли наше сердце для «Слова, которое стало плотию» (Иоан. 1:14)? Найдены ли мы, и спасены ли мы Им?

 

 

 

 

 

 

[1] На греческом «ЛОГОС» = «Слово». На арамейском – «Слово» = «МЕМРА». В Таргумах «действия Бога» описываются как Его Слово = «МЕМРА», причем термин «Мемра» иногда используется для обозначения личности, являющейся посредником между Богом и миром. Например, в Исх.19:17 говорится о том, что «вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы», тогда как Палестинский Таргум предлагает чтение «вывел Моисей народ из стана в сретение Слову = МЕМРЕ Бога». Таргум Ионатана использует термин МЕМРА по отношению к Слову Господа 320 раз. (о. Д. Юревич)

[2] «Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их во все дни древние» (Ис.63:9).

[3] «Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути … блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо Имя Мое в Нем» (Исх.23:20,21). Подробно см. в толковании буквы ШИН: «Еврейские буквы о Христе».

[4] МЕМРА = Слово (арам). Понятие «МЕМРА = Слово» ассоциировалось с Богом и Его проявлениями, которые 596 раз встречаются в Таргумах – но ни разу в Талмуде». Как известно, Талмуд был оформлен в письменном виде во IIV вв. н.э., то есть в эпоху, когда христианство уже существовало как отдельная религия. И как реакция на притязания христианства занять место иудаизма, талмуди-сты стали избегать всего, что хоть каким-то образом роднило их с новой верой: поэтому термина «МЕМРА» стали избегать, хотя из Таргумов он не был изъят. Вместо «МЕМРА» в Талмуде иногда используется «Метатрон» – Ангел Господень. (Ристо Сантала)

[5] Или если взять полный эпитет из Таргума: מימרא דיהוה אלהים = МЕМРА ДЕ-АДОНАЙ ЭЛОИМ = «Слово Господа Бога» (арам) = 407, совпадает с гематрией мессианского эпитета: ישו מלכא = ЕШУ МАЛКА = «Иисус царь» (арам) = 407.

[6] Трансцендентность Бога тварному миру подразумевает Его Непознаваемость, Отделенность недоступность для ограниченных творений. У трансцендентного Бога не может быть личности в нашем привычном понимании, так как личность, это совокупность понятий, свойств и признаков, которые, прежде всего, свидетельствуют об ограниченности субъекта. Сама же Сущность Бога трансцендентна и недоступна тварному миру, имеющему пространственные и временные границы. Поэтому любое явление Бога ангелам или людям, т.е. Его Теофания, – это прежде всего кеносис и самоограничение, которое Безначальную, Бесконечную, Непознаваемую, Трансцендентность Всевышнего делает имманентной и доступной этому миру. (ПВ)

[7] «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят Лик Отца Моего Небесного. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся» (Матф.18:10-13).

[8] «Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями» (Дан.7:9).

[9] Заблудшая овца эта – человек Адам, которого в самом начале Господь создал по образу Своему и подобию. И вот он отпал от сообщества ангелов через грех, а через него весь род человеческий отпал от Бога. (Епифаний Латинский). Он оставил девяносто девять овец на небесах, то есть Ангелов, и, приняв вид раба, пошел искать одну овцу, то есть человеческое естество, и радуется о нем более, нежели о твердости в добре Ангелов. (Феофилакт Болгарский). Под овцами Своими Он разумеет всех разумных тварей Своих – и ангелов и человеков … Видишь, как много овец у Господа; по причине множества Он считает их не по-нашему, человеческому счету: все люди от начала мира до конца принимаются за одну овцу; мир Ангельский составляют девяносто девять овец ... Смотри: Он оставил для нас девяносто девять лучших, верных овец Своих в горах, то есть в горних пространствах неба, и пошел к нам, на землю, искать одной заблудившейся овцы. (Иоанн Кронштадтский)

[10] «Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» (Иоан.5:30).

[11] Перевод: «Во гробе плотью, а во аде с душою как Бог, в раю с разбойником и на престоле был Ты, о Христе, со Отцом и Духом, всё наполняя, неописуемый».

[12] «ибо, когда все окружало тихое безмолвие и ночь в своем течении достигла средины, сошло с небес от царственных престолов на средину погибельной земли всемогущее слово Твое, как грозный воин» (Прем.Сол.18:14,15).


Назад к списку