От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - ВОЙНА С АМАЛЕКОМ: ПОЛЯРНОСТЬ ДВУХ АРМИЙ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

ВОЙНА С АМАЛЕКОМ: ПОЛЯРНОСТЬ ДВУХ АРМИЙ

 #несказаннаяпроповедь

Пасечнюк В. "Не сказанная проповедь" 

 

Метафору духовной войны Писание отображает через вражду двух народов – Исраэля (ישראל), и Амалека (עמלק). В буквально историческом аспекте народ Израильский – это потомки Иакова,[1] который после встречи с Ангелом Лика получил от него имя Израиль. Амалекитяне же, это потомки Эсава, – брата Иакова,[2] который изначально враждовал на брата своего. Но в таинственном аспекте Израиль и Амалек это два духовных полюса как людей, так и ангелов.

 

С одной стороны, это полюс праведности. Ведь «Исраэль» в одном варианте прочтения, это ישׂר-אל = ЙАШАР ЭЛЬ = «прямой Божий»,[3] т.е. идущий прямым путём принципа Божественной справедливости. В духовном мире отображение прямоты и правды символизирует загадочный ЛИВЬЯТАН НАХАШ БАРИАХ = «левиафан змей Прямой», который противостоит злому полюсу ЛИВЬЯТАН НАХАШ АКАЛАТОН = «левиафану змею Искривленному».[4] Это метафора прямоты и искривления духовных змеев, которую использовал пророк Исайя[5] таинственно указывает на Машиаха (Он же «Ангел Имени» до вочеловечивания), и на нечестивого ангела Самаэля, который именуется также Сатан. В другом варианте прочтения имя Исраэль, это тот, кто «увидел Бога. Мидраш Элияу Раба предлагает прочтение: «ИСРАЭЛЬ – это: איש-ראה-אל = «ИШ-РАА-ЭЛЬ» = «человек увидевший Бога». Под народом Израильским нужно понимать всех познавших Бога, вступивших с Ним в Завет, и поступающих праведно.

 

С другой стороны, это полюс нечестия. Амалек – это враг Израиля. Еврейский комментарий говорит что слово «АМАЛЕК» происходит от слова «МЕЛИКА»,[6] Это действие разъединения. В этом же и функция Амалека. Он нацелен на разъединение цельного. Разделение головы и тела, это отделение разума от чувств, когда понимание, мировоззрение человека не находятся в соответствии с его жизнью. Также иудейские комментаторы имя עמלק = АМАЛЕК прочитывают как לק עמ = АМ ЛЕК = «народ-кровосос».[7] С именем Амалек также связывают страдание и горе которые он приносит Израилю. В Зоар Ки Теце 111 сказано: «Буквы עמל = амаль = «беда, страдание, горе»[8] записаны в имени Амалек = עמלק … И Амалек наверху – это Самаэль». Т.е. в таинственном аспекте еврейская традиция связывает Амалека с личностью Самаэля, который искушал первых людей и является врагом всего рода человеческого. Всякий не стоящий в Истине, и противящийся Истине – это Амалек. Предводитель же этого рода противников – Сатан. Как и сказано Мессией к противящимся Истине:

 

44 Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в Истине, ибо нет в нем истины. (Иоан.8:44)

 

В Писании, как народ Израиля, так и народ Амалека названы «первым. «Израиль святыня Господа, первые плоды Его…» (Иер. 2:3). «… первый из народов[9] Амалек …» (Чис. 24:20). Еврейские комментаторы говорят, что «всё первое – это самое важное, самое сущностное в любом предмете. Приношение первых плодов может быть двояким: и со стороны святости, и со стороны нечистоты. Поэтому пророк сказал: самая важная, самая сущностная часть всего святого и чистого, чем Всевышний одарил мир, сосредоточена в Израиле. С другой стороны, все нечистое и недоброе, что поселилось в мире после преступления, совершенного первым Змеем в раю, как бы сконцентрировано в Амалеке. Поэтому Амалек также назван «первым». Таким образом, Израиль и Амалек оказываются в полярно удаленных друг от друга точках: Израиль – у корня святости, а Амалек – у корня нечистоты».

 

Апостол Иаков говорит, что «Плод правды сеется в мире = שלום = ШАЛОМ у тех, которые хранят мир = שלום = ШАЛОМ» (Иак. 3:18).[10] Божественный плод праведности – может быть только у тех, кто хранит мир с Богом, повинуясь Ему. Слово ШАЛОМ кроме значения «мир» также означает «цельно, всецело, совершенно».[11] Кто хранит цельность своей души и мирен в своих намерениях, тот ИЗРАИЛЬ – святыня и плод Его. Но если кто наследует нрав духовного АМАЛЕКА, тот ненавидя целостность всегда пытается отгрызть от целого = МАЛАК, и разделить цельное на части. Амалек ненавидит Шалом, т.е. «мир» и «цельность».

 

Еврейские комментаторы говорят, что другое свойство Амалека – это охлаждать духовный пыл и ревность по воле Божьей. Мидраш Танхума, глава Ки Теце 9, рассказывает об этой черте характера, дав комментарий на слова Торы:

 

18 Помни, что сделал тебе Амалек… когда ты выходил из Египта, как он встретил тебя = КАРХА в пути и умертвил всех слабых и беззащитных, идущих позади. (Втор.25:18)

 

Мидраш объясняет, что ивритское слово «КАРХА» = «встретил тебя», можно перевести еще и как «охладил тебя». Ведь похожий корень имеется у слова קר = КАР = «холод». Амалек олицетворяет холодный расчет, который заставляет нас подвергать сомнению любое событие нашей жизни. Исходя из контекста становится понятным совпадение числового значения букв у слов עמלק = АМАЛЕК и ספק = СОФЕК = «сомнение» = 240.

 

Когда Израиль в пустыне допустил сомнение сказав: «есть среди нас Всевышний или нет?»[12] (Исх. 17:7), тогда, как написано: «пришел Амалек и воевал с Израилем в Рефидиме» (Исх. 17:8).

 

Еврейские комментаторы говорят, что место, где это произошло, назвали Рефидим не случайно. Слово רפידים = РАФИДИМ раскладывают, как два слова: רפו ידהם = РАФУ ЙАДАИМ = «опустили руки»[13] или РИФЪОН ЙАДАИМ = «расслабление рук». Когда нет веры и уверенности в Боге, когда дух охладевает от сомнений, тогда уже нет силы, которую подаёт Бог. Поэтому нам заповедано: «Духа не угашайте» (1Фесс. 5:19).

 

Духовная война между тем, кто от Израиля и тем, кто от Амалека не в физическом истреблении друг друга, а в изменении своего врага и присоединении к своему стану. Два Ливьятана – один с полюса праведности – Прямой, а другой с полюса нечестия – Искривлённый, присоединяют к своему царству подобных себе. Ведь этимология слова ЛИВЙАТАН происходит от слова «присоединять».[14] Амалек пытается разделить царство Единого Бога и остудить Дух Его подданных. Израиль же пытается разжечь пламя Духа в сердцах врага и сделать их подданными Всевышнего. И эта «война у Господа против Амалека из рода в род» (Исх. 17:16). Если она во век у Господа, значит и у воинов Его. Поэтому заповедано Израилю об этой войне: «изгладь память Амалека из поднебесной; не забудь» (Втор. 25:19).

 

Но в этом мире зло как будто побеждает добро. В этом мире кажется, что зло сильнее добра. Но это лишь только сокрытие силы Бога до времени. Кажущиеся победы Амалека не должны охлаждать наш дух. Нам нужно знать, что Сила Божия и Его власть сокрыты от плотских глаз лишь на время. Ведь написано, что хотя и «первый из народов Амалек, но конец его – гибель» (Чис. 24:20). В этой жизни мы должны делать своё дело – не позволять Амалеку превращать нас во врагов Божьих пренебрегающих Его Принципами, и по возможности, изменяясь сами восходя от силы в силу, мы должны изменять противников из лагеря Амалека. Наше дела не разъединять, но объединять. Этим хранением целостности и мира совершается противостояние Амалеку.

 

Помоги нам в этом Бог!

 

[1] Иаков – третий библейский патриарх (после Авраама и Исаака), родоначальник 12 колен Израилевых. Младший из сыновей-близнецов Исаака и Ревекки, родившей после двадцатилетнего бесплодного брака. Брат близнец Иакова – Эсав.

[2] Амалек, прародитель амалекитян, был внуком Эсава. Его отец – Элифаз, первенец Эсава, мать – Тимна из семьи хурийских князей, живших в земле Сеир. Она была наложницей Элифаза и родила ему Амалека, как и написано в Быт. 36.12. (Еврейский комментарий)

[3] Также это констатирование факта, что Иаков видел «Князя Лика Всевышенего» – Ангела Лика Его. И в его имени можно усмотреть указание на שר-אל = САР-ЭЛЬ = «Князь Божий».

[4] Гемара говорит, что ЛИВЬЯТАН, по существу – это НАХАШ (змей), и существующие два вида, которые противопоставляются друг другу: НАХАШ АКАЛАТОН несет зло и уничтожение, НАХАШ БАРИАХ – добро и исправление, символизирует знание и потенциал Машиаха – не случайно, ибо Иосеф прежде, чем открыться братьям, называет себя нахашем… И в то время, когда будет уничтожен змей, несущий зло, станет всем управлять змей, несущий добро, и потому сказано: «вот море великое и просторное, в нем рыбы, которым нет числа, животные малые и большие...» (Пс.103:25). (р. Г. Берман)

[5] Ис.27:1. Подробно о двух Змеях см. «Еврейские буквы о Христе», «Буква Нун». Приложение к букве ШИН: «Машиах и Нахаш – Змей Святости и Змей Нечистоты в христианской и иудейской традициях».

[6] МЕЛИКА – так называлось служение в храме, когда при жертвоприношении птицы ее голову отделяли от туловища. מָלַק לִמלוֹק, מוֹלֵק, יִמלוֹק = МАЛАК [ЛИМЛОК, МОЛЕК, ЙИМЛОК] = 1. обезглавить птицу 2. отрезать, откусить часть.

[7] Написано в Мидраше Танхума: «На что похож Амалек — на муху, которую невозможно отогнать от раны».

[8] עָמָל‎ = АМАЛЬ = 1. труд, работа, изнеможение; 2. страдание, мучение, бедствие, горе, несчастье, беда. Как в псалме: «горе его = עמלו = АМАЛО обратится на его же голову, и злодейство его упадет на его темя» (Пс.7:17).

[9] Но разве Амалек первый из народов? Разве не появились задолго до него на земле семьдесят народов, потомков Шема, Хама и Йафета? В арамейском Таргуме сказано иначе: «Первый из тех, кто сражается с Израилем – Амалек». И действительно – Амалек был первым, кто напал на Израиль после выхода из Египта. Он опередил всех. (Еврейский комментарий)

[10] Ср. «И делом правды будет мир, и плодом правосудия – спокойствие и безопасность вовеки» (Ис.32:17).

[11] Например: «…уходит в изгнание всецело = שׁלומים = ШЛОМИМ» (Иер.13:19).

[12] «И нарек месту тому имя: МАССА = искушение и МЕРИВА = ссора, по причине укорения сынов Израилевых и потому, что они искушали Господа, говоря: есть ли Господь среди нас, или нет?» (Исх.17:7,8).

Эти слова «есть ли Господь среди нас… пришел Амалек» объясняет еврейская притча: Посадил отец своего сына себе на плечи и пошел ходить по базару. Заметит ребенок ту или другую вещь и говорит: «Купи мне это, отец!» Тот и покупает. Раз, другой, третий, – увидел ребенок товарища своего и вдруг спрашивает: «А не знаешь ли ты, где мой отец?» – «Глупец!» – отозвался отец. – Сидишь у меня на плечах, я покупаю для тебя все, чего ты ни пожелаешь, и ты же у первого встреченного спрашиваешь: «не видал ли моего отца?» Взял и сбросил сына с плеч своих; подбежала собака и укусила ребенка.

[13] רִיפָּה [לְרַפּוֹת, מְרַפֶּה, יְרַפֶּה] = РИПА [ЛЕРАПОТ, МЕРАПЕ, ЕРАПЕ] = «ослаблять, расслаблять».

[14] См. наше толкование буквы НУН. Само название «ЛИВЬЯТАН» также отражает суть и характер этого существа. «Ливьятан» от слова «ЛИВУЙ», что значит также сопровождение или свита. ЕЛОВЭ – ЛИВУЙ – ЛЕВИЙ = «будет присоединен». Если вспомнить имя одного из сыновей Иакова – ЛЕВИЙ, то оно было дано ему как раз контексте, который говорит о присоединении. «… и родила сына, и сказала: теперь-то прилепится ко мне = ילוה = ЙИЛАВЭ муж мой, … От сего наречено ему имя: Левий = לוי = ЛЕВИ» (Быт.29:34). Также Зоар, упомянув Левиафана приводит цитату из Притчей Соломона: «Ибо повелителем (венком) всех рыб называется Левиафан, согласно сказанному: «Потому что это прекрасный венок = לוית = ЛЕВИАТ для головы твоей» (Прит.1:9). Что такое венок? Венок, это сплетённые между собой цветы. И венок намекает на царство и тем, что он как царский венец, и тем, что многие множество сплетённых воедино стали одним на голове царя.


Назад к списку