От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - КТО ПРИМЕТ ОДНОГО ИЗ МАЛЫХ СИХ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

КТО ПРИМЕТ ОДНОГО ИЗ МАЛЫХ СИХ

 #несказаннаяпроповедь

Пасечнюк В. "Не сказанная проповедь" 

 

В предыдущей проповеди было сказано о «душевной астении», когда НЕФЕШ – животная душа, слабея, уступает верховенство высшей душе человека, которая в еврейской традиции именуется НЕШАМА. Усиливающийся разумный дух в своём совершенстве доходит до той силы, когда животная душа в своей агрессивной силе ослабевает. В этой немощи раскрывается Сила Божия.[1] Для мира сего, это неестественное состояние человека, но оно естественно для Царства Божьего. В продолжении темы затронутой в предыдущей проповеди хотелось бы вспомнить призыв Христа: «обратитесь и будете как дети».

 

3 и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;

4 итак, кто умалится = ταπεινωση = ТАПИНОСИ, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;

5 и кто примет одно такое дитя во Имя Мое, тот Меня принимает;

6 а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. (Матф.18:3-7)

 

К чему призывает Христос? Обратится вспять и снова стать детьми? Но разве детское состояние человека, это не ограниченный разум, который далёк от понимания Торы? Да, действительно, в еврейской традиции ребёнок до переходного возраста не считается тем, кто способен или обязан соблюдать заповеди. Так о детском разуме апостол говорит: «не будьте детьми умом … а по уму будьте совершеннолетние» (1Кор. 14:20). По еврейскому закону лишь в 13 лет оканчивается беспечное детство и наступает юношеская ответственность за свои поступки. Юноша становится «БАР МИЦВА» = «сыном заповеди».

 

Так чем же хорош «инфантилизм[2] души»? Почему Христос призывает нас «умалиться», т.е. уподобится маленькому ребёнку? При всем своём интеллектуальном ограничении ребёнок движим конечно же не разумно-моральным, а животно-инстинктивным побуждением. Но даже в таком неразумном состоянии у малых детей есть то, что можно через аллюзию отметить как положительное свойство в духовном состоянии человека.

 

  • Первое, это надежда и упование ребёнка. Дети не имея достаточных сил и способностей зависят от своих родителей. Ребёнок уповает на отца и мать, нисколько не сомневаясь в том, что они дадут ему все необходимое для жизни – и еду, и кров. В этом есть аллюзия упования духовного человека на Всевышнего. Вместе с надеждой, у детей к родителям есть безусловная любовь.
  • Второе, это бессилие ребёнка на зло. Ребёнок не имеет сил причинить большой вред или какое-то зло окружающим. Поэтому апостол говорит: «на злое будьте младенцами» (1Кор. 14:20). Ребёнок безобиден и неспособен на злодеяния.
  • Третье, ребёнок по своему малолетству ещё не имеет в сердце укоренённых злых страстей и порочных привычек. Ребёнок не зацикливается на обидах и мести. Он не злопамятен и всепрощающ.
  • Четвёртое. Ребенок, не познавший обмана, не лукавит и не обманывает. В своей ограниченности разума ребёнок не имеет хитрого двуличия используемого для достижения корыстных целей. Ребёнок всегда бесхитростен и искренен в своих словах и намерениях.
  • Пятое. В детском возрасте наполняясь знанием и опытом ребёнок управляем и податлив для научения и формирования добрых качеств. Не имея своих личных амбиций, убеждений и интересов, ребёнок воспринимает от родителей преподаваемое ему доброе учение как единственно правильное. И здесь аллюзия на внимание человека к Слову Всевышнего.
  • Шестое. Также в детском периоде в силу особенности организма нет полового влечения, которое иногда уводит человека к запрещенным связям. Апостол говоря о плотских делах упоминает послушных детей, которые свободны от этих страстей. «Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями» (1Пет. 1:14).

 

Но при всех этих положительных аспектах у маленького ребёнка нет осмысления величия Божия, нет чувства восхищения красотой милосердия и великодушия, нет преодоления искушений выбором своей свободной воли, нет осознания важнейших истин Божественного слова. Всё это уже свойства мужа достигшего меру возраста Христова. Но мы, по слову Христа, всё же должны «обратиться», т.е. измениться по образу «умаления». И здесь пример умаления, от высшего к низшему, от славного к бесславному, преподан для нас самим Христом.

 

7 Иисус Христос смирил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;

8 умалил = εταπεινωσεν[3] = ЭТАПИНОСЕН Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. (Фил.2:7,8)

 

Христос от высшего избрал низшее. Нам показан образ смирения и умаления. Но если говорить о нас, то сам человек не в силах себя по-настоящему умалить и смирить, так как это действие Святого Духа. Человек получает нрав Христа Его Духом через веру и осознание духовных истин. Постепенно Силой Божией человек преображается по образу своего Спасителя. В «умалении» укрепляется духовный человек, а ветхий человек слабнет. Ослабевают силы, которыми человек борется за лучшее место в этом мире. Так начинается возрастание духовного человека. Ни что другое не свидетельствует о духовном возрастании, как ослабевание корыстолюбивых и хищнических желаний человека. На этом пути множество ступеней и этапов. И чем выше поднимается человек, тем меньше у него сил для борьбы за лучшее место в этом мире. Но чем меньше своих сил у того, кто «умаляется» подобно ребёнку, тем больше сил и помощи дает ему Небесный Отец.

 

Христос говорит о принятии людей умалившихся благодатью и унизившихся ради Царствия Божьего.

 

5 и кто примет = δεξηται = ДЕКСИТЭ одно такое дитя во Имя Мое, тот Меня принимает. (Матф.18:5)

 

Что значит «принять»? Нужно отметить, что вслед за «принятием» Христос говорит о «соблазнении» одного из малых сих. Возможно, кто-то в буквальном аспекте понимает фразу о «принятии малых сих» в отношении детей, которым нужен уход и забота. Например в отношении детей сирот. Т.е. это «принятие» детей для их доброго воспитания и заботе о них. В этом случае антоним слова «принятия», это слово «соблазнение». Т.е. соблазнение детей на зло и их приучение ко греху. Но на самом деле слова Христа имеют более глубокий смысл.

 

«Принять одного из малых сих», это значит принять нрав незлобия, бескорыстности и самоунижения духовного человека. Казалось бы, какая проблема в этом? Ведь нам приносят огорчения не смиренные, а те, кто соперничает, обижает, обманывает, обирает нас. Нам хорошо когда рядом неопасные для нас и не соперничающие люди. Но это очевидно только, когда мы говорим о чужих людях. Очень выгодно, когда чужие люди бескорыстны и смиренны. Но если у жены такой муж, или у матери такой сын? Примут ли такой смиренный нрав и такое «умаление» близкие ему люди? Как известно добрым и бескорыстным людям тяжело вести дела и достигать успеха в этом мире. Ведь незлобие и милость часто в мире сем считается за слабость и даёт повод другим злоупотреблять ими. Но если кто-то, ради Христа, не пренебрегает «одним из малых», и не использует его слабость в корыстных целях, а тем более, если безропотно принимает нрав «умалившегося», не взирая на упущенные возможности, тот принимает в лице «малого сего» Самого Христа. Слово δέχομα, = ДЕКСОМА, которое употреблено в Евангелии, означает не только, «принимать, получать, брать», но и «понимать, соглашаться». Т.е. «принимающий одного из малых», это соглашающийся с нравом «душевного инфантилизма» и понимающий величие тайны сего «умаления». «Принимающий», т.е. соглашающийся и понимающий «одного из малых сих», даже если сам еще «не обратился и не стал как дитё» уже имеет часть того, кого принимает во Имя Христа. И перед принимающим открывается те скрытые врата,[4] и тот тернистый путь, которые через унижение и умаление возводят идущего ко славе Царствия Небесного.  Напротив же «принятия» стоит «соблазн одного из малых сих». Если близкие противятся «умалению» того, кто возрастая в духе обессиливает своего ветхого человека, они делают попытки соблазнить, и отвратить его от того, к чему призывает Христос. Мало того, что находясь в неестественной для «детского» нрава среде сам «умалившийся» подвергается нападкам своего ветхого человека, так в это время и близкие, те, кто должен поддерживать его на пути духовного возрастания, отвращают его своими доводами и примером. Эти соблазны весьма велики.

 

Апостол сказал, что «весь мир лежит во зле» (1Иоан. 5:19). Зло обманчиво. Зло под временной выгодой материального мира, скрывает от человека вечное благо мира духовного. Дерзкие, сильные, проворные, которые любой ценой, вопреки моральным ограничениям, нацелены на достижение земного благополучия, своим материальным успехом делают «пространный путь широких врат» желанным в мире сем для всех окружающих их. Это соблазн. И эти соблазны растут с умножением зла и нечестия. Но о соблазнах сказано:

 

6 а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. (Матф.18:3-7)

 

Образ мельничного жернова увлекающего соблазнителя в пучину моря, метафорично указывает на то, что многие учителя презирающие принцип «умаления» и хулящие путь духовности, лучше бы были сокрыты от множества людей, чтобы не увеличивался их грех соблазна. Какой-нибудь «блогер» или «коуч» возвещающий о преимуществах «хищников» и ничтожности «травоядных», даже не представляет какой вред он наносит себе, усугубляя своё заблуждение тем, что отвращает от духовного пути истины множество слушающих ему. Луше было бы ему провести всю свою жизнь в глубинах моря, чем кроме погибели собственной души, быть ответственным за гибель внимающих его учению. В мире повсеместно презираемо смирение и самоумаление.[5] Само человеческое общество не принимает слов Христа. И тот, кто не принимает «умаления», как правило, виновен и в соблазне. Но «горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Матф. 18:7).

 

[1] «Господь сказал мне: … Сила Моя совершается в немощи. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен» (2Кор.12:9,10).

[2] Инфантилизм (от лат. infantilis = детский) – особенность в развитии, сохранение в поведении или внешнем виде, присущих предшествующим возрастным этапам. Термин употребляется как в отношении физиологических, так и психических явлений. (Википедия)

[3] ταπεινόω = ТАПИНО = «понижать; перен. унижать, уничижать, умалять, смирять».

[4] «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Матф.7:13,14). «…ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут» (Лук.13:24).

[5] Многие субкультуры, например тюремная, считают смирение и милосердие порочной слабостью (ПВ). На самом деле, смиренных презирать легко. Они всегда в проигрыше; им никогда не удастся ничего добиться в нашем агрессивном мире, исполненном духом соперничества и стремления к преуспеванию. И все же, презирая смиренных, человек презирает и Иисуса (Д. Гузик).

 


Назад к списку