От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - ИСКУШЕНИЕ И ПРОЩЕНИЕ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

ИСКУШЕНИЕ И ПРОЩЕНИЕ

 #несказаннаяпроповедь

Пасечнюк В. "Не сказанная проповедь" 

 

Сегодня четвёртая подготовительная неделя к Великому посту. Завтра начало святой Четыредесятницы. В этот день восточная православная Церковь назидает нас словами о необходимости прощения тех, кто нас обидел. Ведь какими бы мы ни были хорошими, мы сами являемся грешниками перед Божественным Судом. И чтобы получить прощение от Всевышнего, мы и сами должны прощать тех, кто согрешил против нас. Также сегодня Церковь воспоминает изгнание Адама и Евы из Райского сада. И в этом также сокрыто предупреждение для нас. Ведь для каждого вставшего на путь спасения и праведной жизни всегда есть опасность (не дай Бог), искушения и согрешения.[1] Интересно, что в один день нам предложено два назидательных воспоминания. Есть ли между этими темами какая-то связь?

 

Итак, история первых людей. Первые люди были искушаемы врагом рода человеческого, и согрешили.[2] И всякий, кто встал на путь спасения, попадает под особенный «прицел» искусителя. Но есть ли нечто, что может ослабить напор искушений?

 

Ответ мы можем усмотреть в евангельском чтении на этот день. Оно начинается словами:

 

14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,

15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. (Матф.6:14-15)

 

Эти слова о прощении, относятся к молитве Господней – «Отче наш», в которой также присутствует просьба к Богу: «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Матф. 6:12). И здесь нужно отметить, что прошение о прощении предваряет последнюю просьбу к Богу о избавлении от искушений и лукавого Искусителя.

 

12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;

13 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. (Матф.6:12-13)

 

То, что слова о прощении предваряют просьбу об избавлении от искушений, должно научить нас, что милость, которая выше суда,[3] может обезоруживать Лукавого искушающего нас. Сам враг рода человеческого требует строгого суда для людей. составляя обвинения из слов и дел, которые сказал или сделал человек. И Бог попускает ему искушать человека, как это видно из истории описанной в книге Иова.

 

Нужно сказать, что искуситель улавливает многих людей на их принципиальном требовании воздаяния справедливым судом своим обидчикам. Т.е. если человек не прощает другому его обиды, и требует судного воздаяния, то и Сатан с дерзновением требует суда для требующего справедливости. Об этом принципе написано: «Ибо суд без милости не оказавшему милости» (Иак. 2:13). Но прощение и снисхождение человека к врагам усмиряет дерзновение и пыл дьявола. Ведь прощение человеком собственных обидчиков, это нарушение принципа справедливости, только не в свою корыстную сторону, а в сторону врага.[4] Это «противоестественное» для нашего мира состояние милостивого прощения обезоруживает Сатана и даёт повод Всевышнему отказать ему в справедливом воздаянии за наши грехи. Милость и прощение наших личных врагов – это наше действенное средство против искушений и вредоносных действий лукавого. Ведь есть незыблемый закон, который упоминается в Писании – это «мера за меру».[5]

 

1 Не судите, да не судимы будете,

2 ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.

3 И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?

4 Или как скажешь брату твоему: дай, я выну сучок из глаза твоего, а вот, в твоем глазе бревно? (Матф.7:1-4)

 

Можно привести из одной еврейской книги[6] объяснение, как человек может подвергнуться искушению и греху, а значит и Небесному Суду, за своё жесткое и непримиримое отношение к другим, и за свои слова осуждения:

 

«В Талмуде сказано: «Тот, кто говорит злые и жёсткие слова = ЛАШОН А-РА о другом человеке, тот возносит к Небу свои грехи». Виленский Гаон писал: «Ни одно слово не пропадает, ибо все записывается. За каждым человеком подмечаются все произнесенные слова. Как написано: «Ибо птица небесная донесет голос, а ангел будет свидетельствовать» (Екк. 10:20). Произнесенные слова оказывают мощное воздействие не только в нашем мире, но и на Небесах. Говорили мудрецы: «Речи, сказанные на земле, превращаются в улики, из которых строится обвинение в Небесном суде». Сатан, небесный прокурор, всегда готов обвинять, но ему требуется второй свидетель для возбуждения судебного процесса. Всевышний дал возможность каждому человеку выступать в качестве свидетеля и таким образом участвовать в открытии дела против другого человека. Поэтому небезынтересно, что злоязычие обладает редкостной способностью превращать человека в свидетеля, выступающего на стороне Сатана. Тот, кто говорит лашон а-ра, дает Сатану необходимый материал для возбуждения обвинительного расследования против того, на кого эти осуждающие слова направлены. Более того, в книге «Зоар» сказано, что Сатан использует в своих обвинениях те самые слова, которые один человек сказал против другого. Получается, что жесткие слова осуждения и злоязычие не только способствует открытию суда над человеком но в буквальном смысле вкладывает обвиняющие слова в уста Сатана. Всевышний дал Сатану еще одну прокурорскую функцию. Как только он получает необходимые «материалы» для возбуждения дела, ему предоставляется первое слово. С этого момента он может вести самое широкое и всеобъемлющее разбирательство всех прошлых деяний того, кто вступил с ним в «союз» против другого человека. Так происходит потому, что Небесный суд действует по принципу лучшей формы правосудия – МИДА КЕНЕГЕД МИДА = «мера за меру». Судебные правила требуют чтобы тот кто возбудил судебное дело против другого человека и сам ответил перед судом! И поскольку он строго судил ближнего, его будут судить не менее строго. Поэтому всякий раз, когда человек высказывает небрежное суждение о другом человеке, независимо от частоты высказываний – один, два, сто раз в день, – он делает роковой шаг в сторону приговора на собственном суде, готового строго разобрать все его поступки. Язык человека перестает быть его защитником, превращаясь в прокурора. «Благоприятно суди о ближнем», – сказано в трактате Авот. Небесный суд суров к тому, кто сурово судил других. Тому же, кто проявлял сострадание и понимание, принцип МИДА КЕНЕГЕД МИДА дает огромные преимущества. Природа человека такова, что почти каждый из нас, за редким исключением, всегда готов оправдать свои собственные недостатки. Так вот, Всевышний требует, чтобы мы точно так же – оправдывая – смотрели и на поступки других. Благодаря принципу «мера за меру» человек, высказывающий благоприятные суждения о других, сам удостоится благоприятного отношения к себе в Небесном суде. Сострадая другим людям, он заслужит сострадание от Всевышнего».

 

Что касается Сатана, искушающего, а после обвиняющего человека, то для него является неудачей, если он видит смирение и милосердие, которые не позволяют людям оставаться злопамятными. Смирение и милость прощает врагов. А прощение – это любовь, которая есть признак божественной благодати Святого Духа, которой чуждается сам Сатан и вся его свита. Апостол Иаков сказавший о том, что «милость превозносится над судом» (Иак. 2:13), открыл нам секрет и того, что обессиливает дьявола.

 

6 … Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

7 Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. (Иак.4:6,7)

 

Смирение человека, которое не судит строгим судом не только других людей, но даже своих врагов, принимает благодать. Не таящий зло на других и не помнящий обид – это человек прощающий и принимающий благодать. Такой человек бережётся благодатью от искушений, и избавляется Богом от Лукавого. Сатан не имеет дерзновения требовать искушения и суда для того человека, который прощает других людей и не судит их строгим судом. Об этом нужно почаще вспоминать нам, ежедневно читающим слова молитвы, (и особенно мне):

 

Отче наш … прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;

и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

(Матф.6:12-13)

 

 

[1] Можно вспомнить историю о Небесном суде, в котором Сатан был обвинителем Иова: «И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и Сатан. … И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов? …» (Иов.1:6-9).

[2] О причинах ненависти которую имеет Сатан и единомышленные ему ангелы, было подробно сказано в толковании буквы Самех, «О Царстве Божьем» в главе «о Сатане», и в комментарии Пс.67:16.

[3] «Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом» (Иак.2:13).

[4] «Всякому, кто не настаивает на своих правах, прощают все его грехи». (Бавли. Рош а-Шана 17а)

[5] В еврейской традиции он называется «МИДА КЕНЕГЕД МИДА» = «мера против меры». В Евангелии этот принцип был озвучен Христом: «какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Матф.7:1,2).

[6] «Береги свою речь». Составитель р. З. Плискин. изложенное по книге Хафец Хаим «Законы о запрете злословия».


Назад к списку