От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - КАКОВО НАШЕ ТОРЖЕСТВО
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

КАКОВО НАШЕ ТОРЖЕСТВО

 #несказаннаяпроповедь

Пасечнюк В. "Не сказанная проповедь" 

 

В первое воскресенье Великого Поста восточная Церковь празднует «Торжество православия». Мне всегда был непонятен мотив установления этого празднования именно в этот день, после недельного смиренного воздыхания о своих грехах, четырёхдневного чтения покаянного канона и сугубого поста. До сих пор я не встретил у православных проповедников, ни в каких-либо книгах, объяснение причины установления празднования Торжества Православия именно в этот день. Само же празднование было установлено в одиннадцатом веке, как воспоминание осуждения иконоборческой ереси, которая в шестом веке охватила христианскую церковь из-за различных перекосов в почитании священных изображений, уводивших христиан в идолопоклонство. Но это тема для другой проповеди. Сегодня же нам нужно разобраться с «торжеством» и «ликованием», к которому каждый православный должен присоединится.

 

Итак, торжество. Это торжество по поводу победы над еретическим учением, которое было обличено, опровергнуто и предано анафеме. Нужно отметить, что по чину «Торжества Православия», на архиерейском богослужении перечисляется список из двенадцати основных ересей, которые осудила Церковь, с анафемой им. Но о чём, и как же мы должны торжествовать? Разве торжество праздника, это протяжная анафема еретикам и ликованье наше от того, что мы прокляли их?

 

Радость, ликование и торжество бывает не только духовным. Радоваться можно по-разному. Человек может быть возрожденным Духом Святым по образу Спасителя, а может оставаться плотским и ветхим человеком. И радость этих людей, отличающихся «внутренним человеком» не одинакова. Ведь отношение к врагам может быть разным. Например царь Шломо говорит:[1]

 

17 Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется.

18 Иначе, увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой.

19 Не негодуй на злодеев и не завидуй нечестивым. (Прит.24:17-19)

 

Если Всевышнему неугодно наше торжество над приключающимися бедами наших врагов, то радость и веселие в этом случае неуместны. Ведь это ветхий человек радуется падению врагов и веселится о их горе. Но если мы возрождены от Духа Святого в человека нового, духовного, это торжество не для нас. У апостола Павла есть слова, которые стали называть гимном любви. Будет уместно привести три стиха их этой главы первого послания к Коринфянам:

 

4 Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,

5 не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,

6 не радуется неправде, а сорадуется истине. (1Кор.13:4-6)

 

Как прекрасна благородная радость возрождённого человека, и как отвратительна злая радость человека плотского. Если поразмыслить над словами книги Притч, то злорадство бывает в глазах Всевышнего более тяжким грехом, чем грех врага. И если это так, то веселие о бедах врага отводит Небесный Суд от него на того, кто торжествует и радуется о беде своего врага.

 

Если обратится непосредственно к самой причине установления праздника, то в этом случае мы можем попасть под собственное осуждение. Ведь агрессия к инославным, к представителям других религий и верований, это этическая проблема христиан. Мы не можем ликовать о погибели, низвержении, казнях и прочих притеснениях, которые совершаются во Имя Бога. Одно, – люди невозрождённые Святым Духом, а другое те, кто называет себя Христианами. И если в христианах не видно любви и милости, то значит это номинальные представители Церкви Христовой. Ведь действие Духа – это прежде всего Любовь,[2] а «кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8:9). И о чём же Христова община должна торжествовать, ликовать и веселиться? Чем Христовы люди должны величаться? О иконах ли, которыми украшаются храмы? Или золотом, которым покрываются алтари и облачения? Нет это всё торжество и гордость невозрождённых людей. Потому что истинная красота общины Божией, – это Дух Божий и Его действие в ней. Как написано в псалме:

 

14 Вся слава дщери Царя внутри; одежда ее шита золотом. (Пс.44:14)

 

Да, одежда невесты Всевышнего расшита золотом. Но вся красота и слава внутри ее. Эта внутренняя красота преподобия, т.е. наполнения Духом Божьим, самое важное из того, что делает невесту желанной и славной в глазах её Небесного Жениха. Красота верных – это Сам Бог в Духе Своём. Он украшает каждого, кто по-настоящему входит в общину Его. Написано: «…Красота Он всем святым Его» (Пс. 149:9). Украшенные Им – желанны Ему, и такие имеют повод торжествовать в любви и истине, т.е. в плодах и дарах Духа Его. Как написано: «И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему» (Пс. 44:12). Если нет этой красоты Духа «внутри», то никакие другие украшения и золото не сделает Церковь славной. Ни иконы, ни благолепие храмов, ни дорогие облачения иерархов. В другом псалме есть также намек на ту красоту, которая определяет Божьих людей: «В день силы Твоей народ Твой готов во одеждах святыни» (Пс. 109:3). Когда Сила Всевышнего касается человека, то возрождает и преображает его. Красота воистину «внутри» человека. Но внутренняя слава дает отблеск и на внешнее облачение. Эти «брачные ризы» (Матф. 22:11) расшитые золотом, невозможны без внутренней красоты. Если нет внутреннего преподобия и возрожденного образа, если нет наполнения Духом, то все образа (иконы) висящие украшающие наши храмы и все наши парчовые облачения – это лицемерная имитация и суррогат той красоты, которую любит Бог. У людей называющих себя христианами, без внутренней славы, все внешние атрибуты вызывающие гордость и ликованье превращаются в мерзость идолопоклонства и гордость житейскую. Только имеющие «брачные одежды» Духа могут войти с торжеством в настоящую радость и ликование. Как и сказано о общине Всевышнего: «приводятся с весельем и ликованьем, входят в чертог Царя» (Пс. 44:16).

 

Итак. Прежде чем торжествовать о Истине, необходимо вспомнить о радости Любви. И не для того мы так строго истязали себя на первой седмице великого Поста, чтобы в первый воскресный день торжествовать ядовитым проклятием на тех, кто верит не так как мы. Ведь настоящее наше торжество и ликованье совсем не о художественных образах, и не о победах над еретиками, а о внутреннем образе рождённом Духом Святым, и о Его плодах в нас.

 

 

[1] Этот совет перекликается с заповедью Торы: «Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему; если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним» (Исх.23:4,5).

[2] «И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть Любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Иоан.4:16).


Назад к списку