От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - ПОМИНОВЕНИЕ: НЕКОТОРЫЕ НЬЮАНСЫ И ВОПРОСЫ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

ПОМИНОВЕНИЕ: НЕКОТОРЫЕ НЬЮАНСЫ И ВОПРОСЫ

 #несказаннаяпроповедь

Пасечнюк В. "Не сказанная проповедь" 

 

Три субботы на великом посту особо отмечены как «поминовение усопших». Наверное, у большинства воцерковленных, по этой теме нет никаких вопросов. Но, например, у меня, первые лет десять моего священнического служения, был такой вопрос: Почему у нас, священников, в «помяннике» записаны умершие знакомые или родные, которые умерли неверующими, а то и вовсе не крещенными. Почему за таких родственников и друзей мы молимся в частном порядке, и даже на проскомидии, а другим людям, которые желают помянуть своих «некрещенных» и «неверующих», отказываем, как и требует того Устав? Ведь для многих это выглядит как ангажированность родственными узами или коррупцией. Так как некая привилегия в вопросах принципа, чаще всего – это нарушение справедливости. А принцип церковных правил не дозволяет погребение и поминовение тех, кто был непричастен Церкви.[1]

Попробую объяснить своё видение по этому вопросу, для пользы читающих. Так как объяснение затрагивает некоторые детали, о которых либо не говорят, либо говорят пространно.

Начать нужно с того, что есть поминовение официальное, по установленному чину Церкви для всех верных. В этих молитвах, как правило поминаются незнакомые священнику люди. Тысячи имён. В больших монастырях и Лаврах, на столичных приходах, имён в поминальных записках может быть и десятки тысяч. Но такое заупокойное поминовение, это несколько слов молитвы священника перед вычитыванием (в лучшем случае) череды имен незнакомых людей, которые поминаются без всякой идентификации личности. Но никто не сомневается, что в этом может быть польза для усопших, потому что считается, что «мы незнаем их, а Бог всех их знает» и конечно же примет зачитывание их имен и «машинальное» крошение поверхности просфоры,[2] как соборное поминовение пред Ним. К такому поминовению должны подавать имена только воцерковленных христиан. Но на самом деле, «кто и каковы они», никто не знает кроме тех, кто писал, и Того, перед Кем возносят поминовение. И здесь логично предположить, что если кто-то незаслуженно и «пробрался» в список поминаемых, то Тот, Кто внимает этому «слепому» поминовению не примет имена «чуждых». Всё общецерковное заупокойное поминовение имеет в своей основе не личные усилия отдельных молитвенников и их усердие в молитве, но искупительную жертву Христа, кровью Которого очищается грех людей. Поэтому общецерковное уставное поминовение, – только для людей крещенных и верующих.

Кроме общецерковного поминовения есть поминовение частное. Перед объяснением некоторых деталей частного поминовения, нужно сказать, зачем нужны заупокойные молитвы. Как сказал апостол: «человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9:27). До Страшного Суда[3] душа умершего находится в динамичном состоянии – т.е. в состоянии изменения. И даже если сам умерший не может повлиять на состояние своей души, то всё-таки эта возможность существует, пока существуют в земном мире те, кто знал и любил усопшего. Как уже было сказано, «человекам положено однажды умереть, а потом суд». И до Последнего Суда над умершим постоянно совершается небесный Суд. И на этот суд может быть допущен любой, кто может засвидетельствовать о делах подсудимой души. В числе ходатаев, заступников, или напротив – обвинителей, можем оказаться и мы. Наша обида, или слова осуждающие усопшего, вовлекают нас в непрерывный судебный процесс Небесного мира.[4] Но мы, можем быть и на стороне защиты души.

Если человек умер некрещенным, неверующим, или во грехе, то с одной стороны мы имеем свидетельство Писания, что «неправедные Царства Божия не наследуют?» (1Кор. 6:9), «не рожденный от воды и Духа не войдет в царство Божие» (Иоан. 3:5), а с другой стороны есть образное описание Страшного Суда (Матф. 25:31-46), где у подсудимых было только одно оправдание – это милость и сострадание к другим людям. Итак, с одной стороны человек оправдывается через веру и справедливость, а с другой стороны, дела милосердия меняют судьбу стоящего на Суде. И здесь, наверное, необходимо объяснение этого в отношении к частному поминовению усопших.

Все, кто ограничен уставом в отношении непоминовения некрещенных (или неверующих), и переносит этот запрет на личную молитву в отношении близких людей, чувствует проблему этого запрета, а в некотором случае, и побуждение к молитве. И все, кто когда-нибудь молился за живых и мёртвых знает, что не всегда и не за всех возникает и остается побуждение к молитве. За кого мы охотно молимся? За детей, родителей, родных, за друзей. Т.е. за тех, с кем у нас были взаимоотношения. Почему за близких людей нам легко молится? Потому что у нас есть повод встать за них в молитве. Т.е. наша любовь и благодарность ко всем этим людям находит то, что мы можем вознести пред Всевышним и пред Небесным Судом. Всё то благо, которое мы можем найти в наших взаимоотношениях с теми, о ком мы молимся, может быть нашим приношением за живого или мёртвого. А когда нечего принести – молитва суха и формальна.[5] Можно вспомнить пример из Торы. Когда пришло время дать «благословение первенца», слепой Исаак обратился к своему сыну Эсаву с такой просьбой:

3 возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи,

4 и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру. (Быт.27:3,4)

Некоторым непонятны эти слова. Зачем просить вкусного обеда у сына, чтобы благословить Его на первенство? Дело в том, что старший сын Исаака был груб,[6] и неправеден. Как говорит Тора, он взял в жёны двух иноплеменных женщин, которые «были в тягость Исааку и Ревекке» (Быт. 26:35), т.е. досаждали им. Ничего кроме огорчений Эсав не приносил своим родителям. И единственное что он мог сделать – это наловить дичи и приготовить вкусной еды. Кому-то может показаться что Исаак продаёт свое благословение за вкусный обед. Но это не так. Это не корыстное побуждение, пользующееся выгодным моментом. Здесь другое намерение.  Исааку нужен был хотя бы один повод для того, чтобы сказать своё благословение Эсаву. Ведь очень трудно давать благословение тем, кто его не заслуживает.[7] Для того, чтобы благословить человека или помянуть какою-либо душу, нужно прийти ко Всевышнему. Но написано в Торе: «не должно являться пред Господом пустым» (Втор. 16:16).[8] Хорошо, если это любимый нами человек, и за него возносится приношение нашей любви. Но если нет жалости и сострадания, которые являются плодами любви, если нет и других каких-либо благих чувств к человеку – то нет того, с чем мы можем предстать пред Всевышним.

Например, кто-то может удивиться молитве, которую некто совершал на протяжении многих лет за священника умершего от пьянства. Ведь «пьяницы царства Божьего не наследуют» (1Кор. 6:10). Таких и отпевать нельзя. Но вот только не может знать удивляющийся, что этот священник полгода давал приют и кормил со своего стола человека оставшегося на тот момент без жилья и средств. И после смерти священника у этого человека осталась братская любовь и чувство благодарности, которые позволяли ему из года в год, «непустым», с дерзновением входить с молитвой за благодетеля пред Судом Небес.

Т.е. когда есть «за что» вспомнить человека, и когда есть «с чем» прийти для ходатайства о его душе, тогда молитва живая. И это не из-за корысти, а напротив, от любви. Мы и сами можем своими добрыми делами и словами давать повод другим входить в Небесный Суд для ходатайства за тех усопших или живых, кто близок нам. У каждого человека среди живых или мертвых найдется в помяннике тот, за которого есть что вознести Всевышнему. И напротив, среди имен родственников могут оказаться люди без единого «повода» для упоминания в частной молитве.

Даже за неверующего, чужого, и незнакомого нам человека может быть вознесена заупокойная молитва, если нам дали повод и дерзновение для этого. Если есть то, с чем мы можем войти пред Всевышним (благодарность, любовь, сострадание и пр.), мы не только имеем право, но и обязаны быть свидетелями приносящими ходатайство.

У кого-то это может вызвать аллюзию на торговлю благодатью или коррумпированием молитвы, но это всё из-за того, что действительно, и было и есть немало примеров бессовестного обогащения людей не знающих Духа Божьего и корыстно пользующихся своим саном и религиозным положением. Это проблема. Но Бог в курсе этого, и в своё время Сам исправит кривое. В Евангелии же есть слова Христа, которые подтверждают то, о чем я говорил выше:

9 И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители. (Лук.16:9)

 

Если же говорить о людях использующих религию в корыстных целях, то это проблема самих лицемеров. Но нужно отметить, что в этом мире даже нечестивый человек[9] может оказаться свидетелем защиты души усопшего в Небесном Суде, если получит для этого какие-то блага или средства от родственников усопшего. Но каким образом? Ведь лицемеры не молятся, а злодеи наоборот радуются, что обманули искренних людей. Дело в том, что у каждого человека есть ангел – и у злодеев тоже.[10] И ангел живого злодея, или ангел усопшего, обязательно вознесут для ходатайства пред Небесным Судом то, что не вознесли в своей молитве лицемер и злодей.

Эти миры соединяет любовь. И всё движится в этих мирах любовью. Дни поминовения, это наша любовь изменяющая души усопших во благо. Не будем забывать о тех, кто ждет нашего вмешательства в их загробную жизнь.

 

Помяни, Господи, души усопших рабов Твоих, сродников наших, знаемых и всех, за кого просили молиться. Прости, Господи их грехи вольные и невольные, и даруй им Царствие Твое по Милости Твоей!

 

 

[1] В большинстве случаев на местах уже давно не соблюдается принципиальность запретов касающихся отпевания и поминовения. Дольше всех продержался запрет на «погребение некрещённых».

[2] По традиции, в многолюдных Лаврах и больших приходах, частички не вынимают по одной за каждое имя, а «соскабливают» или «высверливают» поверхность просфоры кончиком проскомидийного «копия», для уменьшения объема частиц. При таком способе крошек больше, но размером они намного меньше. Но действенность проскомидийного поминовения – это не сосредоточенное поминовение в молитве, а последующее погружение частиц в литургическое вино – Кровь Христову, с молитвой «омой поминаемых здесь, Кровью Твоей…».

[3] Страшный Суд – День окончательного приговора для всех воскресших при явлении Божественного Света и раскрытии Славы Царства Мессии. После этого Суда динамика душ станет статичной во веки.

[4] Становясь участником Небесного Суда со стороны обвинения еще проживающий еще в этом мире, но свидетельствующий о неправдах усопшего, и сам становится объектом следствия. Поэтому во многих народах стали популярны слова древнегреческого поэта Хилона из Спарты (VI в. до н. э.): «О мёртвых либо хорошо, либо ничего, кроме правды».

[5] Конечно, и за незнакомых людей наш дух возбуждается к горячей молитве. И часто. Но это возбуждение происходит в нас не по нашему опыту молитвы, но по действию свыше Духом Святым. И как правило, такая молитва не возникает из ничего, но основана на жалости и эмпатии, от неимения возможности помочь действием и пр. Но за людей незнакомых, с которыми не было никакой связи, о которых никогда не слышал, и которых никогда не видел, человеку на постоянной основе молиться очень трудно. И даже если Дух подвиг на молитву за незнакомых людей, как правило она прекращается довольно скоро. Кстати сказать, что продолжительность молитвы у честного и искреннего человека не измеряется в рублях. Человек будет дерзновенно входить с молитвенным ходатайством за живых и усопших не согласно количеству полученных материальных средств или услуг, но согласно того, насколько искренние отношения и любовь. Когда уже «не с чем» прийти за человека, и когда Дух не поддерживает молитву, тогда нет ни сил, ни дерзновения. Кто понимает, тот да поймёт.

[6] Поэтому чтобы к «заслуге» вкусного обеда прибавить еще и чувство сыновьего уважения и любви, Исаак попросил: «подойди, поцелуй меня, сын мой» (Быт.27:26). Т.е. вкусный обед и знаки сыновьей нежности должны были стать тем приношением с которым Исаак смог бы просить за первенца у Всевышнего.

[7] Иногда дети больше расстраивают и обижают родителей, чем радуют, и дают им повод благословлять их. И родителям необходимо от детей хотя бы редкое добро (в Торе оно названо «почтением»), которое может быть приношением пред Всевышним и поводом для благословения. Поэтому шестая Синайская заповедь Бога гласит: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх.20:12). Это единственная из десяти заповедей содержит в себе обетование. Т.е. обещание благих последствий за ее выполнение.

[8] В буквальном смысле паломник приходящий в Храм на праздник должен приходить не пустым, а с жертвами и десятинами. Но в нашем случае имеется ввиду таинственный аспект.

[9] В загробном мире ходатайство может возносить только праведники избавленные от Суда (напр. Лук.16:24, Откр.6:10). А в этом мире возносить свои молитвы ходатайства или обвинения могут все – и добрые и злые.

[10] «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Матф.18:10).


Назад к списку