От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - ПУТЬ БОЖИЙ, КРЕСТ И СЛЕДОВАНИЕ ЗА ХРИСТОМ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

ПУТЬ БОЖИЙ, КРЕСТ И СЛЕДОВАНИЕ ЗА ХРИСТОМ

 #несказаннаяпроповедь

Пасечнюк В. "Не сказанная проповедь" 

 

 

В Крестопоклонную неделю Великого Поста мы назидаемся словами Христа о нашем следовании за Ним. В Евангелии мы читаем Его призыв:

 

34 … кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. (Мар.8:34)

 

Следование за Христом, неразрывно связано с понятием «путь Божий». Что это за «путь», и как следовать им, христианская традиция говорит много и пространно, но фактически без привязки к тем строкам Писания, которые со времени Моисея пророка говорят об этом «пути». В Торе, первый раз говорится о «пути Всевышнего» в книге Исход, в контексте вопроса Моисея, вопросившего у Бога о Его «пути» в этом мире.

 

13 итак, если я приобрел благоволение в очах Твоих, то молю: открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя, чтобы приобрести благоволение в очах Твоих. (Исх.33:13)

 

Для чего Моисей просил Бога открыть ему «путь Свой»? Для того, чтобы подражая Божественному «пути», т.е. поступая в этом мире согласно Его Принципам, он сам и весь еврейский народ мог соответствовать святости Всевышнего. В псалме Давида также упоминается эта история. Написано, что Всевышний «дал узнать пути Свои Моисею, сынам Израилевым – дела Свои» (Пс. 102:7). Что это за путь и действие Его в этом мире? Ответ дается в следующем стихе псалма: «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив» (Пс. 102:8). Т.е. Бог показал Свои пути в изречённом Им принципе Милости, который утверждается на принципе Справедливости. Ведь в Торе написано, что после того как Моисей вопросил Бога о Его пути, Всевышний являя Славу Свою дал ответ Моисею провозгласив эти принципы в словах:

 

6 И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный,

7 сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода. (Исх.34:6,7)

 

Перечисленные Всевышним принципы получили названия «Тринадцать атрибутов милосердия».[1] Это важнейшие вехи на пути соответствия Богу. Соблюдение принципа справедливости и милости, это важнейшее требование Бога к человеку идущему Его путём.[2] Провозглашение Всевышним Своего пути начинается с атрибутов Милости: «человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость, прощающий вину». Но как мы видим следом упоминаются атрибуты строгости: «не оставляющий без наказания, наказывающий вину». Т.е. «13 атрибутов милосердия» это два Божественных принципа – Справедливость и Милость. Следование путями Всевышнего – это неукоснительное соблюдение этих двух важнейших основополагающих принципов.

 

Если обратится к словам Христа сказавшего: «… кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мар. 8:34), то прежде всего, нужно иметь в виду под «следованием за Христом» путь соблюдения Божественных принципов.

 

Почему Христос упомянул, что для следования за Ним всякому ступившему на прямой Божий путь нужно «взять крест свой»?

 

Во-первых, потому, что крест, это, прежде всего, намёк на два Божественных принципа – Справедливость и Милость. Как два бруса соединенных крестообразно являют крест – орудие распятия, на котором человек не имеет возможности двигаться как ему хочется, так и два Божественных принципа подчиняют человека Истине, и не позволяют его «ветхому человеку», пригвождённому на них, действовать по корысти своего злого побуждения.[3]

 

Во-вторых, Христос упомянул необходимость взятия креста, как подражание Его Кресту.[4] Ведь Его Искупительный Крест – это тоже объединение двух принципов Милости и Справедливости. Так как по закону Справедливости все люди за свои грехи должны «умереть смертью» (Быт. 2:17). Т.е. не только вкусить смерть физическую, но и навечно, после своей физической смерти остаться в состоянии смерти духовной. Наказание за грех в любом случае должно было произойти. И наказание за грех человечества принял Безгрешный Мессия – это аспект Строгости, т.е. Справедливого Суда. Но если наказание за грех мира принял Искупитель, освободив искупленных от вечной смерти, – то здесь уже присутствует и аспект Милости. Эти два принципа, ради любви к людям, объединились в Кресте Мессии. В таинственном аспекте именно об этом было предречено в псалме: «Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются» (Пс. 84:11). Милость не противоречила Истине, но Справедливым возмездием за грех, через смерть Искупителя, был дарован мир нашему мiру.

 

Справедливый суд и Милость, это путь Всевышнего в этом мире, и мы должны следовать этим путём. В книге Притч есть такие слова:

 

8 Изменчив путь человека чуждого, а чистый – прямы действия его. (Прит.21:8)

 

Меняет свой путь человек, который чужд Божественных принципов. В угоду своему злому побуждению он поступает так, как велит его корысть. Путь человека чуждого не может быть прямым. Но о чистом человеке, т.е. о человеке, который подчинил свою животную душу основополагающим принципам сказано, что действия его прямы. Т.е. человек чистый идет прямым путём Божьим и действует справедливо и милостиво.

 

К этому и призывает нас Христос в словах «… кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мар. 8:34).

 

 

[1] Подробно о «13 атрибутах милосердия» см. в комментарии на Пс.102:7-9, 135:1.

[2] В книге Второзакония есть такие слова: «Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей» (Втор.10:12). Это требование Всевышнего, которое Он предъявляет народу Своему.

[3] Об этом мы упоминали в другой проповеди. См. «Следование за Христом». ОРТОПЕ́ДИЯ = от греч. ορθος = «прямой, правильный» и παιδεία = «воспитание, обучение». Наш «крест» как ортопедический станок, исправляющий искривление костей. Крест – это форма человеческого тела. И если животная природа нашего естества будет зафиксирована на кресте, то начнется трансформация, которая звериный скелет исправит, превратив его в человеческий.

[4] Христос, перед тем как сказать о следовании за Ним и взятии своего креста, открыл ученикам о том, что будет предан смерти. «И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И говорил о сем открыто. Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему...» (Мар.8:31-38).


Назад к списку