От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - ЕДИНОМЫСЛИЕ СМИРЕННЫХ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

ЕДИНОМЫСЛИЕ СМИРЕННЫХ

 #несказаннаяпроповедь

Пасечнюк В. "Не сказанная проповедь" 

 

Среди множества назиданий апостола Павла обращенных христианам римской общины есть такие слова:

 

15 Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими.

16 Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе. (Рим.12:15-16)

 

Радоваться с радующимися и плакать с плачущими это хорошо. Ведь чувства сострадания и сочувствия людям, которые возбуждаются нашей любовью к ним, вызывают у них ответные чувства любви и дружелюбности. Как говорит Амвросиаст объясняя слова апостола: «Сочувствие располагает к доверию. Если верующий сострадает неверующему, он может вызвать в нем желание принять учение Господа. Святитель Николай Японский будучи дальневосточным миссионером никогда не говорил о пути Спасения прежде не установив дружеских отношений с людьми. Когда-то, в самом начале миссии, он получил совет от святителя Иннокентия Аляскинского: «Сначала полюби тех, кому хочешь рассказать о Христе, затем сделай так, чтобы они тебя полюбили, а потом говори им о Христе».

 

Наше сочувствие человеку в печали и скорби уменьшает горе скобящего. Горе как бы уменьшается, когда делится между скорбящим и сочувствующим. Но с радостью не так. Радость радующегося не уменьшается и не делится между ним и сорадующимся, а наоборот удваивается, если с ним радуется другой человек.

 

Но есть некоторая деталь. Наше сочувствие скорбящим, это одно, а вот участие в радости других людей вызывает вопрос. Ведь не всякая радость угодна Богу.[1] Так как радость и веселие людей несправедливых, может быть неправедной. Этот вопрос возникал и у Оригена, размышлявшего о словах апостола. Ведь было сказано Христом: «Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» (Лук. 6:25). Наше соучастие в радости в большей мере должно быть в отношении единомысленных нам людей, которые придерживаются тех же моральных правил что и мы, не противоречащих основе Божественных принципов. Единомыслие и единодушие настраивает людей на сопереживание и эмоциональную близость. Чуждые же единомыслия не могут быть в согласии, и тем более, в сопереживании. Но эмоциональное сопереживание общине верных, (которая водится Божественным Духом и единодушно как единый мистический организм имеет во Христе чувствования святые),[2] это признак нашего причастия живой Церкви. Когда-то противники воли Божией, отвергающие спасение Христово, были уподоблены тем, кто всегда, или умышленно, или по скудоумию, неуместно и невпопад плачет или веселится.

 

16 Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам,

17 говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали. (Матф.11:16,17)

 

Такой образ совершенной отстраненности и противоречивого поведения говорит об отчужденности и пренебрежении Духом Истины. Если мы единодушны с теми, кто стоит в Истине Божией, мы не будем скорбеть когда у наших ближних радость, и не будем веселится когда им необходимо наше сочувствие и поддержка. Поэтому написано в нашем синодальном переводе слов апостола: «Будьте единомысленны между собою». Но правды ради уместно сказать, что на самом деле, в оригинале шестнадцатый стих двенадцатой главы начинается не этими словами. Более точный перевод отображен в церковно-славянском тексте этого послания: «Т0жде дрyгъ ко дрyгу мyдрствующе: не высHкаz мyдрствующе, но смирeнными ведyщесz: не бывaйте мyдри њ себЁ» = «Тожде друг ко другу мудрствующе; не высокая мудрствующе, но смиренными ведущеся: не бывайте мудри о себе». С оригинала[3] на русский язык этот стих можно перевести так: «Друг о друге думая помышляйте. Не возноситесь во мнении, но смиренным последуйте. Не мните о себе» (Рим. 12:16).

 

Весь этот стих призывает нас быть подражателями лучших из людей Божьих, которые духовно вознесены не тщеславным самомнением и внешним величием, но кротостью и смирением. Самомнение и тщеславная гордыня – это не свойство духовного человека. Еще царь Соломон предостерегал людей словами: «Не будь мудрецом в глазах твоих» (Прит. 3:7). Заносчивый человек не способен сопереживать и быть сочувствующим другом. Гордое самомнение уничтожает духовное состояние человека, и делает его противником Духа Истины. Гордец глупеет в своем самомнении. Хорошо об этом сказал Ориген в своем толковании: «Кто мнит о себе, тот глуп в своей заносчивости и не способен к познанию истинной премудрости Божией, ибо лелеет, словно мудрость, собственную глупость».

 

Дух Истины противится гордым. Ведь сказано: «Бог гордым = υπερηφανοις[4] противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6). Почему Бог противится гордецам? Потому что гордый человек чуждый смирения не желает быть руководимым Святым Духом и подчиняться воле Всевышнего.  У него свои планы и желания. Без смирения нет духовной жизни и не может быть согласия между близкими. Смирение и кротость необходимы для нашего духовного ученичества и научения Божественной Премудростью. Гордец мнящий о себе никогда не научится истине и не познает руководства свыше.

 

 

 

[1] «Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше. Сердце мудрых – в доме плача, а сердце глупых – в доме веселья. Лучше слушать обличения от мудрого, нежели слушать песни глупых; потому что смех глупых то же, что треск тернового хвороста под котлом. И это – суета!» (Еккл.7:3-6).

[2] «Не о себе каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил.2:4,5).

[3] «Το αυτο εις αλληλους φρονουντες μη τα υψηλα φρονουντες αλλα τοις ταπεινοις συναπαγομενοι μη γινεσθε φρονιμοι παρ εαυτοις» (Рим.12:16).

[4] Апостол Иаков как и апостол Петр (1Пет.5:5) цитируют стих из книги Притч Соломона: «над кощунниками Он посмеивается, а смиренным благоволит» (Прит.3:34). В оригинальном тексте Мишлей использовано еврейское слово לצים = ЛЕЦИМ = ЛЕЦ. Чаще всего оно означает насмешника, кривляку, шута, или остроязычного кощунника. Но у этого слова есть и значение «гордец, надменный человек презирающий и осмеивающий всех вокруг». Именно это смысловое значение использовано апостолами в их посланиях при цитировании Мишлей через слово ὑπερήφανος = ЮПЕРИФАНОС = «высокомерный, заносчивый, надменный, презрительный, гордый» (показывать себя выше других, возвышаться над другими, бросаться в глаза, превосходить других), так как это же слово использовано в греческом переводе Прит.3:34.


Назад к списку