От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - СМЕРТЬ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

СМЕРТЬ

 #несказаннаяпроповедь

Пасечнюк В. "Не сказанная проповедь" 

 

 

Человечество всегда интересовал вопрос жизни и смерти. Продление жизни и само бессмертие для многих людей это вожделенная, но всегда недостижимая мечта. Тем не менее, в священном Писании, у Соломона, мы встречаем слова: «На пути правды – жизнь, и на стезе ее нет смерти (бессмертие) = אל־מות = АЛЬ МАВЭТ»[1] (Прит. 12:28).[2] Разве есть бессмертие? Разве смерть не настигнет человека? Возникает вопрос. Если на пути правды только жизнь и бессмертие, то почему умирают праведники, и умирают иногда прожив на земле меньше, чем злодеи? Нужно отметить, что и Христос сказал о бессмертии: «Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек» (Иоан. 8:51).[3] Разве не умирают и не видят смерти люди живущие во Христе?

 

Человек призван к вечной жизни. Но смерть вошла в мир через грех. Так как «сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1:15) Всевышний предупреждая первых людей о нарушении запрета сказал: «от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь = מות תמות = МОТ ТАМУТ» (Быт. 2:17). «Смертью умрёшь»[4] по-другому можно сказать – «умирая умрёшь». Толкователи этих слов усматривают в удвоении слова מות = «смерть» не просто усиление угрозы смерти, но видят указание на две смерти – смерть тела, и смерть души. Закон смерти в этом мире для всех. Как сказал апостол: «человекам положено однажды умереть» (Евр. 9:27). Двойственная смерть имела силу над людьми до дарования Закона. Как сказал апостол: «смерть царствовала от Адама до Моисея» (Рим. 5:14). До Моисея лишь некоторые праведные люди, например Авраам и прочие праотцы, избегали темноты и мучения Шеола.[5] После дарования Торы, все следующие Закону праведники избегали ада. Но до искупления Христова человек даже самой великой праведности не мог взойти выше «Лона Авраамова»[6] – того сокровенного места праведников, которое было возвышенным отделением внутри самого Шеола. С Искуплением Христовым и дарованием Духа Святого всем искупленным открылись врата в обители Бога, которые до этого были закрыты перед всеми людьми. Как посмертное «Лоно Авраама», так и обители «Небесного Иерусалима», это жизнь после «первой смерти». Но что же такое «смерть вторая»?

 

Итак. Праведники идущие путём правды умирают. Но умирают они лишь встретив «смерть первую» – смерть тела. «Вторая смерть» – это смерть души. Об этой второй смерти говорит книга Откровения:

 

8 Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая. (Откр.21:8)

 

6 Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти… (Откр.20:6)

 

Сейчас, в этом мире, для нас смерть, – это лишение телесной жизни. Но смерть вторая, – это лишение и отнятие у человеческой души самого ценного – Божественного Духа. Преподобный Макарий Египетский говорит: «Как душа есть жизнь тела, так и в вечном и небесном мире жизнь Души есть Дух Божий». Дух Святой усвоенный духом человека делает душу божественной. Причастный Святому Духу – причастен Божественному блаженству. Дух человека становится горящим пламенем. Просвещённая Духом душа не страшится Нетварного Божественного Света, так как причастна Ему. А тот, кто лишен Божественной Искры Духа, для того Свет Всевышнего не благо и радость, а озеро огненное. Его Свет опаляет оставленного и опустошенного грешника подобно горящей сере.

 

Бывает, что человек опустошается еще при жизни. Т.е. состояние духовной комы наступает прежде смерти телесной. В книге Откровения сказано: «ты носишь имя, будто жив, но ты мертв» (Откр. 3:1). Но нужно отметить, что даже при самой глубокой духовной «коме», человеческая душа имеет шанс воспрять исцелившись от греха. Но эта возможность только до момента, пока человек не умер телесно. Когда же душа человека разлучается от тела, (и если она не оказалось наполненной Духом Божьим и не стала причастной Ему), тогда Божественная Искра Духа, которая все ещё тлела внутри души человека, отнимается от неё и человек становится совершенно пустым. Как при первой смерти происходит разделение и отнятие,[7] так и смерть вторая, – это разделение. Это отнятие Божественного сокровища от грешной души описано в словах: «и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов» (Матф. 24:51). Святитель Василий Великий по поводу евангельских слов Христа «о рассечении» говорит: «Слово «рассечет его» означает, – отделит от человека благодать Божию». Тот талант, который был дан и не приумножен, будет отнят от негодного и лукавого раба. Смерть вторая – это смерть души. Но эта смерть не совершенное уничтожение и небытие души, а отнятие у души того, что даёт жизни смысл и полноту блага. Причастность Духу Всевышнего делает душу причастницей Его вечной благости.

 

Мы призваны к вечной жизни. И если мы ходим путём правды, то на этом пути нас ожидает бессмертие. Для праведника смерть, это переход от худшего к лучшему. Апостол говорит: «для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение = κερδος» (Фил. 1:21). Он же говорит ещё:

 

1 … когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный.

2 От того мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище;

3 только бы нам и одетым не оказаться нагими.

4 Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью.

5 На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа. (2Кор.5:1-5)

 

Нам дан залог Духа, который должен быть преумножен нами, для того, чтобы мы наполненные Им, были причастны вечному блаженству в Небесном Граде святых. Как мы видим, апостол пишет, что смерть для него является приобретением,[8] т.е. она на пользу и выгодна ему. Когда человек имеет богатство вечное, его не привлекает этот скоротечный мир. Идущий по пути правды и знающий что такое первая и вторая смерть, не страшится смерти. Христос говорит:

 

4 Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать;

5 но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь. (Лук.12:4,5)

 

Кто Он, имеющий власть ввергнуть душу в Геином? Конечно же это Всевышний. Бояться нужно не смерти, а Бога. Соломон сказал: «Страх Господень – источник жизни, удаляющий от сетей смерти» (Прит. 14:27). Трепещущий перед Небесами удаляется от греха, идя путём правды. А удаляющийся от греха, удаляется от сетей смерти.

 

Преподобный Антоний Великий говорит о смерти: «Смерть для людей, кои понимают ее, есть бессмертие; а для простецов, не понимающих ее, есть смерть. И этой смерти не следует бояться, а бояться надобно погибели душевной, которая есть неведение Бога. Вот что ужасно для души».

 

Смерть царствовала до дарования Закона, а окончательно потеряла силу после воскресения Христа. И как Христос «смертию смерть попрал», так попрана смерть вторая и теми, кто жив во Христе. Страх смерти поражал души неискупленных и подвергал их рабству. Но во Христе мы получили свободу и избавление. Апостол так говорит:

 

14 вы…  причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть дьявола,

15 и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. (Евр.2:14,15)

 

И теперь каждый Искупленный, идя путём правды знает, что во Христе он имеет вечную жизнь.[9] Как и сказал Он: «Я воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Иоан. 11:25,26). Во Христе будет воскрешён[10] для вечной жизни каждый праведник, как и сказано Им: «слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Иоан. 5:24). И мы верим и исповедуем это.

 

[1] Есть и другое прочтение. Например Радак прочитывает этот стих так: בארח־צדקה חיים ודרך נתיבה אל־מות = «На пути правды – жизнь, а дорога проторенная – к смерти». И объясняет, что протоптанная дорога нечестивых ведет человека к смерти. И Здесь אל = АЛЬ как ЭЛЬ = «к». Т.е. в этом прочтении смысл похожий на слова: «широки врата и пространен путь, ведущий в погибель, и многие идут им» (Матф.7:13).

[2] Подобный стих: «Так праведность – для жизни, а стремящийся к злу – для смерти своей» (Прит.11:19).

[3] Или: «…хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет» (Иоан.6:50).

[4] В Танахе такое словосочетание встречается также у пророка. «Когда Я скажу беззаконнику: смертью умрешь = מות תמות = МОТ ТАМУТ, а ты не будешь вразумлять его…» (Иез.3:18). 

[5] В текстах Танаха слово שְׁאוֹל‏‎ = ШЕОЛ – это царство мёртвых, место обитания всех умерших; туда попадают не только грешники, но и праведники; понятие об аде как таковом отсутствует. Шеол – наиболее частое обозначения для царства мёртвых, но используются и другие термины («земля тьмы», «земля нижняя», «яма»). Царство мёртвых описывается как расположенное под землёй или у подножия гор. Оно подвластно Богу, но находящиеся там лишены возможности обращаться к Богу и воздавать ему хвалу. В греческом переводе Танаха, Септуагинте, в местах, где в еврейских текстах использовано слово Шеол, употреблён термин «Ад». Кроме того, Новый Завет использует греческое слово «Ад» = ГАДЕС в цитате древнееврейского Ветхого Завета со смыслом Шеол. Поэтому слово Шеол, как и слово ГАДЕС («Ад»), не может быть однозначно отождествлено с местом мучений грешников. (Википедия). Нужно отметить, что праведный пророк Самуил явился Саулу по своей смерти «восходящим» (1Цар.28:14), т.е. поднимающимся, выходящим из Шеола. А этот пророк не мог пребывать в месте мучения.

[6] «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря» (Лук.16:22).

[7] Души от тела.

[8] Κερδος = КЕРДОС = «выгода, польза, приобретение, прибыль, корысть».

[9] «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Иоан.3:36).

[10] «Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (Иоан.6:40).


Назад к списку