От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - ТОРА О ВОСКРЕСЕНИИ МЕРТВЫХ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

ТОРА О ВОСКРЕСЕНИИ МЕРТВЫХ

 #несказаннаяпроповедь

Пасечнюк В. "Не сказанная проповедь" 

 

Во времена второго Храма среди священников было множество тех, кто придерживался саддукейского учения, которое не признавало существование ангелов, посмертного воздаяния души человека и всеобщего воскресения мертвых.[1] И весьма удивителен факт, что во время земной жизни Христа почти всё священство исповедовало это саддукейское учение. Может возникнуть вопрос, а как вообще могли эти священники называться верующими? Ведь книги священного Писания, особенно Псалмы, книга Даниила, да и другие пророки, говорят о посмертном существовании человека. Но дело в том, что для саддукеев непререкаемым Словом Бога являлось лишь Пятикнижие Моисея – первые пять книг Танаха. Последующие книги для саддукеев не являлись авторитетными и законополагающими.[2] Так вот, в Хумаше (в Пятикнижии) нет прямого указания на посмертное существование души человека и на всеобщее воскресение мертвых. Поэтому саддукеи своим уделом считали не вечную жизнь, а жизнь этого века. Все обетования Торы они относили только к земной жизни и материальным благам. Наверное, из-за такого недуховного мировоззрения среди саддукейского священства было так много богатых и предприимчивых,[3] ставящих своей целью достижение максимального благоденствия только в этом мире.

 

В Евангелии упоминается разговор саддукеев с Иисусом Христом о воскресении мертвых:

 

23 В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его:

24 Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему;

25 было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему;

26 подобно и второй, и третий, даже до седьмого;

27 после же всех умерла и жена;

28 итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее.

29 Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией,

30 ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах.

31 А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом:

32 Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых.[4] (Матф.22:23-32)

 

Саддукеи получили ответ который пристыдил их. Христос сказал: «заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией».

 

Что значит, «не знаете силы Божией»? Т.е. вы, отрицая Силу Божественного Духа и служение Небесных Сил, далеки от того, чтобы помыслить о всесильном действии Всевышнего в отношении своих созданий. Материалистическое мировоззрение и плотское мышление не оставляло в разуме саддукеев места для веры в Божественные чудеса.[5]

 

Что значит, «не знаете Писаний»? Здесь Христос указывает на неявный, и недоступный для понимания саддукеев, аспект слов Всевышнего[6] при Его теофании Моисею в горящем кусте терновника.

 

31 А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом:

32 Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых. (Матф.22:23-32)

 

Обычно христианские комментаторы понимают слова эти Христа как указание на то, что у Бога нет мертвых, т.е. навсегда ушедших в совершенное небытие. Бог, говорящий Моисею, назвался Богом праотцев еврейского народа, которые давно уже умерли. Но тем не менее, Всевышний остается их Богом. Бог не может быть Богом тех, кого не существует, и кто исчез из реальности Божественного бытия.

 

А. Бленд приводит отрывок из мидраш Танхума Толдот 7: Еврейская традиция говорит, что Всевышний присоединяет свое Имя только к тем, кто уже закончил земной путь: «К святым, которые на земле = בארץ = БА-АРЭЦ, – велико стремление Мое к ним» (Пс. 15:3). – Когда они называются святыми? Когда они в земле,[7] ибо все время пока они не в земле Всевышний не объединяет свое Имя с ними. Почему же так? Потому что Всевышний знает, что злое начало может соблазнить праведника. Но по смерти праведных, Всевышний объединяет свое Имя с ними».[8] То есть согласно традиции праведники, народ Бога это те, кто сохранили святость и уже лежат в земле. Если нет жизни после смерти, то это означает что и праведность невозможна и праотцы не были праведными.

 

При неопалимой купине Бог сказал Моисею не только слова «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» (Исх. 3:6). Но и в других словах, которые Бог сказал о праотцах, также имеется скрытый аспект указывающий на воскресение мертвых.

 

2 И говорил Бог Моисею и сказал ему: Я Господь.

3 Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Бог Всемогущий», а с именем Моим «Господь» не открылся им;

4 и Я поставил завет Мой с ними, чтобы дать им землю Ханаанскую, землю странствования их, в которой они странствовали. (Исх.6:2-4)

 

Что в этих словах может указывать на то, что есть воскресение мёртвых? Об этом говорит Талмуд Бавли Санъедрин 90а: «сказал рабби Симай: откуда учим, что воскресение мёртвых – из Торы? Сказано: «И Я поставил завет Мой с ними, чтобы дать им землю Кнаан» (Исх. 6:4). Сказано не «вам», а «им», – отсюда следует, что воскресение мёртвых – из Торы».

 

Подобно и Гамалиил отвечал о праотцах, которым была обещана земля Ханаана.

 

«Спросили саддукеи у рабана Гамлиэля:[9] из чего следует, что Святой, благословен Он, воскресит мёртвых? Ответил он им: из Торы, Пророков и Писаний, но они не приняли его доказательств… Наконец сказал он им такой стих: «О (земле) которую Господь клялся отцам вашим отдать им» (Втор. 11:21) – не сказано «вам», но сказано «им»! Отсюда учим, что воскресение мертвых – из Торы. А некоторые говорят: из другого стиха, как сказано: «А вы, прилепившиеся к Господу, Богу вашему, живы вы все ныне» (Втор. 4:4) – как сегодня все вы живы, так и в Мире грядущем все вы будете живы». (Бавли Санъедрин 90а).[10]

 

Конечно же, намёки Торы на то, что праотцы после воскресения мертвых получат в наследие обещанную им ханаанскую землю, вызывают у нас больше вопросов, чем ответов. Ведь Писание говорит, что будет новое творение и «новая земля с новым небом». Будет небесный Город – обитель святых. И то, что Талмуд говорит о наследии воскресшими праотцами старой земли, не удивит лишь тех, кто исповедует хилиазм – тысячелетнее царство Христа на этой земле.[11] Но тем не менее, в приведенных стихах Торы есть намек на то, что загробная жизнь существует, и что воскресение мертвых наступит. Этого мы ждем, и в это верим.

 

 

[1] Саддукеи (צְדוּקִים‎ = ЦДУКИМ) – название одной из трёх древнееврейских религиозно-философских школ, возникших в эпоху расцвета династии Маккавеев (ок. 150г. до н.э.) и просуществовавших вплоть до разрушения иудейского государства римлянами. Согласно одному довольно позднему талмудическому источнику, школа саддукеев названа была так будто бы по имени своего основателя, некоего Садока, ученика известного мудреца Антигона Сохейского (IV-III века до н. э.). Последний, между прочим, учил: не будьте как рабы, служащие своему господину в расчёте получить за то вознаграждение, а будьте как рабы, служащие своему господину (из любви) без всяких расчётов на вознаграждение. Садок будто бы понял слова учителя в том смысле, что никакое вознаграждение не ожидает человека за гробом и что, следовательно, человеку следует заботиться лишь о своём земном благополучии, как это и делали саддукеи, которые все отличались своим богатством и роскошным образом жизни. В учение саддукеев отрицало бессмертие души и воскресения мёртвых, отрицание ангелов и духов. Об отрицании саддукеями бессмертия души и всякого загробного воздаяния прямо говорит Флавий («Иудейская война», II,7,4); об отрицании ими воскресения мёртвых свидетельствуется во многих местах Нового Завета (Мф.22:23 и параллельные места, Деян.23:8). (Википедия)

[2] По свидетельству Флавия и Талмуда, саддукеи, в противоположность фарисеям, признавали один только писанный закон Моисея (Иосиф Флавий, «Древности» XIII,10,6; XVIII,1,4; Мф.15:2; Мк.7:3), отвергая все народные обычаи, накопившиеся в течение целого ряда столетий, и все постановления позднейших законоучителей, целью которых являлась изоляция еврейского народа и ограждение его от иноземного влияния. Во всех этих разногласиях саддукеи стояли на почве библейского текста в буквальном его смысле и отвергали все религиозные обычаи, не имевшие основания в Библии. (Википедия). Также элементы саддукейского учения присутствовали в вере самаритян, а позже их восприняли и караимы.

[3] Христос прогоняющий торгующих их Храма, изгонял прибыльный бизнес именитых семей коэнов-священнослужителей с территории Храма. Не только размен монет и продажа жертвенных животных были коэнским доходом, но также у отдельных семейств священников было эксклюзивное право изготовления благовоний, выпечки хлебов предложения, и прочих атрибутов богослужения приносящее им (согласно Талмуду) большую прибыль.  

[4] «А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова. Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лук.20:37,38).

[5] Блаженный Иероним в своем комментарии эти слова толкует относительно самого Христа. Незнание саддукеями силы Божией – это незнание Божественной сущности и силы Мессии, которая будет явлена в последний день этого мира. Иероним пишет: «не знают силы Божией, т.е. «Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1Кор.1:24)». Христос как бы говорит им, «если бы вы знали что Я в последний день воскрешу Божественной Силой всех умерших, вы бы не задавали таких глупых вопросов».

[6] «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» (Исх.3:6).

[7] Предлог - ב= БЕТ может иметь значение как «на», так и «в». Т.е. «святым, которые в земле = БА-АРЕЦ» – умершим, погребённым, закончившим свой земной путь в праведности.

[8] И видим, что Всевышний присоединил Своё Имя к именам праотцев сказав: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» (Исх.3:6). Мидраш дальше задаётся вопросом, но как быть с тем фактом что Бог, когда обращался к Иакову, присоединил Своё Имя к ещё тогда живому Исааку: «Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака» (Быт.28:13). И там же даёт ответ, смысл которого в том, что человек старый и слепой, каким являлся тогда Исаак, уже не искушался злым побуждением, и поэтому был подобно мёртвому и не грешащему. «Рабби Брахия говорит: поскольку ослеп Исаак, то считается мертвым, ибо уже не выходил из дома и злое начало не донимало его» (Танхума Толдот 7).

[9] ГАМЛИЭЛЬ = Гамалиил – учитель Израиля, член Синедриона (Санъедрина). Упоминается в книге Деяний. Прославлен Церковью в лике святых.

[10] Есть и другое место, которое упоминается в Талмуде как намёк на воскресение мертвых. Привычный для нас смысл стиха: «И сказал Господь Моисею: вот, ты почиешь с отцами твоими, и восстанет = וקם = ВЕ-КАМ народ сей блудно ходить вслед чужих богов той земли» (Втор.31:16), изменяется переносом знаков препинания «… написано: «И сказал Господь Моше: вот, ты почиешь с отцами твоими и встанешь = וקם = ВЕ-КАМ...» (Втор.31:16). Сказали они: может быть, следует понимать: «...и встанет народ сей блудно ходить»? (Бавли Санъедрин 90а). Конечно же в таком прочтении есть натяжка. Ведь написано וקם = ВЕ-КАМ = «и восстанет», а не ותקום = ВЕ-ТАКУМ = «и встанешь». И Ибн Эзра говорит о том, что слово וקם относится не к Моше, а к народу. Но все-таки, Талмуд определил этот стих как намек на тхият а-метим, и с этим нужно считаться.

[11] ХИЛИАЗМ (от греч. χῑλιάς = ХИЛИАС = «тысяча»), богословское понятие (теория), представления в рамках христианской эсхатологии о «периоде торжества правды Божьей на земле», в котором Иисус Христос и христиане будут править миром на протяжении тысячи лет. Как считают приверженцы хилиазма, по окончании Тысячелетнего царства в соответствии с библейским пророчеством (Откр.20) наступит время Страшного суда, конца истории и установления будущего вечного состояния – под новым небом на новой Земле (Откр.21:1).


Назад к списку