От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их! (Ос.13:14) - О чине отпевания и невоцерковленных людях
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости


Объявления

О Царстве Божием
счетчик посещений

О чине отпевания и невоцерковленных людях

  Наверное, многие видели объявление об отпевании усопших в нашем храме, которое висит в притворе уже третий год.

 ОТП ЕВАНИЕ УСОПШИХ

   СОВЕРШАЕТСЯ В ХРАМЕ.

У ГРОБА ЖЕ ОТПЕВАЮТСЯ ТОЛЬКО ПРИХОЖАНЕ ХРАМА,  И ХРИСТИАНЕ КОТОРЫЕ ПРИ ЖИЗНИ БЫЛИ НА ИСПОВЕДИ И ПРИЧАЩАЛИСЬ ТЕЛА И КРОВИ ХРИСТОВЫХ.

Иногда не прихожане храма возмущаются тем, что я отказываюсь прийти в их дом, ко гробу умершего, а предлагаю прийти на отпевание в храм. Говорят, что различать людей нельзя. Причащался или не причащался, главное, что бы он был крещен. Говорят о том, что в городах отпевают без всяких расспросов, участвовал ли человек в Евхаристии или нет.  Я хотел бы объяснить, почему я не иду ко гробу человека не Причащавшегося, и не бывшего прихожанином православного храма, а предлагаю помолиться о нем в храме.

Человек хочет жить так, как ему видится и хочется жить, а не так как заповедовал Господь. Заповеди Господни и Правила Церкви, для некоторых, ровно ничего не значат. И вот приходит смерть. Человек за всю жизнь не нашел времени и сил чтобы прийти ко Христу, и быть в Его Евхаристическом общении, но сейчас от священника требуют воздать почести христианского погребения тому, кому при жизни не нужно было ни Тело Христово ни Царство Его. Как отпевать у гроба того, кто не участвовал в богослужении? Почему священник должен приходить к тому, кто пренебрегал таинствами, которые раздаются Богом посредством видимых действий священника? Если человек не был в теле Церкви, почему Церковь в лице священнослужителя должна быть у его гроба?

В деревне не так как в городе. В городе практически нет общин. И даже если священник знает большинство своих прихожан, то отпевает, в том числе и у гроба, он гораздо большее число усопших. Но в деревне все друг друга знают. Знают достоинства человека, знают и недостатки. На виду, как пороки, так и добродетели. И если священник за пятнадцать лет не видел человека ни на исповеди, ни на Причастии, то это уже свидетельствует о неверии человека или о вере, но вере не православной. Городской священник не знает где, и как молился человек, так как храмов в городе много, а в деревне храм один. И у меня лично, прихожане спрашивали много раз, почему я отпевал того или иного человека, ведь он был или богохульник, блудник или продавец спирта от которого спивались и умирали люди ит.п. Спрашивают ли об этом, у священников в городе? Конечно же, нет. Там и не знают, кто умер и кого отпели. И вот однажды в очередной раз, когда я отпел человека у гроба, мне после отпевания сказали, что он еще при жизни пьянствовал и богохульствовал, на улице часто поносил имя Божие. Тогда я принял решение приходить ко гробу только тех людей, кто был воцерковленным прихожанином. Если судить по Церковным канонам, христианского поминовения должно быть лишено достаточно большое количество людей, которые когда то были крещены. Но я все-таки не отказываю в отпевании усопшего, если он не самоубийца, не богохульник, если был крещен или даже погружен. Т.е. то, чем недовольны некоторые осуждающие мою «строгость», я делаю с послаблением, и даже можно сказать с нарушением той строгости правил, которые я присягал исполнять на священнической присяге.

Самое главное, в моей обязанности священника объяснять спасительный путь Царствия Божьего. Но человек, который уверен, что его в любом случае «отпоёт поп», никогда не познает путь в Царствие Небесное. Если он уверен, что  священника можно «нанять» за деньги, для того чтобы покрестить, освятить, покадить и попеть у гроба любого человека, он будет относиться к Таинствам Церкви, как к услуге в «Доме Быта», заплатил-получил.

Верил, не верил, а может Бог простит. Покрестился, освятил, к «святыньке приложился», отпел, и уверен, что сделал все, для своего спасения. Обычно такие мысли у среднестатистического невоцерковленного человека. Но это неправильное понимание пути вводящего в Жизнь вечную. Такое понимание было осуждено Христом 2000 лет назад. И прежде всего, первые слова его проповеди среди людей, были, «Покайтесь, приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4.17).

Я всегда говорю, что и приходу и мне лично с финансовой стороны было бы удобно и выгодно, взяв деньги, быстро окрестить или отпеть, и не прилагать усилия, рассказывая человеку о пути Царствия Божьего. Но священник должен не просто «зарабатывать» деньги для себя и прихода, а прежде всего, искать спасения душ людей. Если мы не будем объяснять народу, что формальное, «для галочки», отпевание и крещение не спасёт человека от огня вечного, то человек так и будет приходить в церковь только по двум причинам, на крещение детей и на отпевание близких. А ведь священнику, когда то нужно будет дать ответ Богу (Евр.13.17). Где, те люди, у которых ты взял деньги за крещение или отпевание? Что ты сделал, для того, чтобы человек наследовал Царствие Божие? Многие думают, что задача священника, только в том, чтобы убедить неверующих что Бог существует. Но это не так. Вера в то, что Бог существует, не спасет человека. Потому что как сказано в Писании, и бесы веруют, и трепещут. Веруя, они остаются противниками Божьими. Так и человек, может, говоря, «моя вера в душе и сердце», не исполнять ничего из того, что заповедует Бог. Поэтому апостол Иаков и добавил, что вера без дел мертва. (Иак. 2.19-21). Задача священника, показать людям путь Царствия Божьего, объяснить цель христианской жизни. А поняв эту цель, человек не сможет находиться вне Тела Христова и требовать лишь формального «отпетия» усопшего.

Человек, не причащающийся святых Тела и Крови Господних, находится вне Тела Христова, Которое есть Церковь. Так что же я должен делать, что бы донести до людей, что одно формальное водное крещение человека, и формальное торжественное погребение, не спасает его душу, если у него не случится при жизни Рождения свыше. Человек должен родиться не только от воды, но самое главное от Духа (Ин. 3.3-6). Не является ли отпевание человека, не имеющего отношение к Церкви, антипроповедью Царствия Божьего? И Крещение человека, который не научен вере, который не возжелал Бога, который не покаялся в том, что мешает ему быть верующим, не есть ли то формальное и «фарисейское» отношение к вере, которое осуждал Христос в  Евангелии. Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. (Мф. 15.7-9). Рождение от Духа подразумевает покаяние, которое есть, изменение жизни во грехе, на жизнь в Духе Божием. Ведь и библейским Божественным Словом и Каноническими правилами Церкви осуждается многие стороны человеческой жизни, которые препятствуют человеку войти в Царство Божие. Блуд, прелюбодеяние, развод по собственной вине, нераскаянное воровство и убийства (в т.ч. аборты), ворожба, неверие в Богочеловечность Христа и многое другое. И как наивно и глупо иметь мысль, что отпевание у гроба спасет и избавит от беды того, кто формально был крещенным, а фактически жил как язычник.

Какая разница между тем усопшим, кто был в Теле Христовом – Церкви, и тем кто «просто» был крещенным? Какая разница между тем, кто был сознательным христианином, удаляющимся от греха, и тем верующим который «просто» признавал что Бог существует? И какая разница должна быть при погребении христианина - прихожанина храма, и при погребении того, кто был вне Церкви?

Но есть один шанс для родственников сделать для своего усопшего торжественное погребение с кадилом и пением у гроба. Конечно, это будет только внешняя и только видимая торжественность. Будет ли оно действенно, если усопший «просто крещенный»? Когда меня усиленно просят отпеть крещенного, но не воцерковленного человека, я предлагаю выбор. Если родственники ради усопшего откажутся делать «помин» со спиртным, я ради этого, приду к умершему, и отпою его у гроба.

РАДИ ИСКОРЕНЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ТРАДИЦИИ «ПОМИНОВЕНИЯ» УСОПШИХ СПИРТНЫМ, В НАШЕМ ПРИХОДЕ, В ВИДЕ ИСКЛЮЧЕНИЯ, У ГРОБА МОГУТ БЫТЬ ОТПЕТЫ НЕ ВОЦЕРКОВЛЕННЫЕ НО КРЕЩЕННЫЕ ЛЮДИ, РОДСТВЕННИКИ КОТОРЫХ, РАДИ ХРИСТИАНСКОГО ДОБРОГО ПОГРЕБЕНИЯ И ПОМИНОВЕНИЯ, ОТКАЗЫВАЮТСЯ ОТ СПИРТНОГО НА ПОМИНАЛЬНОМ СТОЛЕ.

 

Как правило, родственники не желают убирать спиртное с поминального стола[1]. Но если родственники отказываются от просьбы не поить народ, и оказать милость усопшему, то почему священник, на таких похоронах, должен видимым образом оказывать христианскую честь тем, кто не желает оказать христианское уважение, к памяти своего родственника отказавшись от спиртного? В Писании у бэн Сираха, написано: Вода угасит пламень огня, и милостыня очистит грехи. (Сир. 4:30) и милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости. (Сир. 8:36) А у премудрого Соломона сказано, Милосердием и правдою очищается грех. (Прит. 16:6). Мы, до своего исхода от тела, можем изменить свою загробную жизнь. И есть две вещи, из того что может изменить нашу вечность. Это покаяние – изменение своей греховной жизни. И дела покаяния – милосердие и правда. Такие дела очищают грех. Церковь верит, что если человек умер в вере, то ему можно помочь тем, что сам он сделать не уже может, по причине того, что время добрых дел окончено. Всякий делающий милость чужому человеку, по словам Соломона, очищает какой-то свой грех. И по вере православных христиан тот, кто делает ради усопшего дела милосердия (н-р поминальный стол, питает и одевает нищих), своими делами ходатайствует прощение неких грехов усопшего[2]. И есть в Церкви мнение, что тот кто совершает грех (например мщение, пьянство и т.п) ради усопшего, тот, как написано у староверов в «златоусте», не оставление грехов «но приложение огня вечного соделавает ему». Почему? Потому что виноградное вино не грех, но грех пьянство. В Византии считалось, что неразбавленное красное вино пьют только язычники, варвары. Его пили как морс, разбавляя кипятком или холодной водой наполовину. Если человек упивался до хмельного состояния, это считалось пьянством. Нам же заповедано, «не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом». (Еф.5.18). Так что желающий христианских почестей и молитвы для своего усопшего у его гроба, должен определиться, какой помин он будет совершать, ради своего близкого человека. В Писании у Соломона написано «время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать» (Екк. 3.4). А пиры устраиваются для удовольствия, и вино веселит жизнь. (Екк. 10.19). Так время ли веселить сердце, и уместно ли устраивать оживленные пирушки для людей, на помине наших усопших?

Христос принес единство Церкви, в Теле Своем, для всех людей (Ин. 17,53-57). Но Он же, говорил и о разделении, которое есть и которое будет. Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. (Мф.25:31-34). Человек должен сделать выбор, с какой стороны ему стоять. На всеобщее помилование надеяться нелепо, так как слово Господне это отвергает. Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. (Мф.7.21). Свою свободную волю в выборе добра и зла, веры и суеверий, мы должны проявить еще здесь пока живем. А то время, когда уже пора приглашать священника с кадилом для отпевания, это время закрытых врат, которое говорит нам: «теперь, поздно». Наша цель – Царство благодати, Царство Небесное которое по слову Христа, внутри нас есть (Лк. 17.20,21). Достигнув и приобретя Его здесь, мы можем получить и то Царство Славы, которое обещано нам, и в котором не будет ни смерти, ни плача, ни вопля, ни болезни (Откр. 21.4). Мы призваны в Царство Божие, и нам осталось только откликнуться на призыв.

 

 

 

 

 

 

 

 

[1] Первые годы моей проповеди о христианском поминовении без спиртного, во время отпевания у гробов, многие мужчины возмущались и даже злобно спорили со мной, защищая «древний обычай помина водочкой». А сегодня, уже немало семей проводят поминальные трапезы без пьянства.

[2] Ведь совсем просто и легко сказать «Прими Господи доброе дело мое в очищение греха усопшего» и сделать какую-то милость  требующим ее.